Вадим Івченко: Долю закону про місцеві вибори вирішуватимуть депутати коаліції

Про перспективи наступних місцевих виборів та їх законодавче забезпечення пише народний депутат від «Батьківщини» Вадим Івченко в газеті «Вечерние Вести».

До местных выборов осталось меньше пяти месяцев, а законодательные изменения, которые способствовали бы их качественному проведению, до сих пор не приняты.

Парламент так и не может прийти к соглашению относительно того, пройдут ли они согласно действующему закону о смешанной избирательной системе, вводить ли пропорциональную систему с открытыми списками или вообще перенести выборы на весну 2016 года. Так что же ждет избирателей в октябре – открытые списки, мажоритарка или же обычная пропорционалка?

Эксперты не раз за последние пять лет советовали внести изменения в закон о местных выборах. Ведь такие нормы, как невозможность выдвигать свои кандидатуры самовыдвиженцам, партийный барьер в 3%, проведение выборов мэра в один тур, – достаточно серьезные недостатки, которые следует немедленно исправлять внесением соответствующих изменений в закон.

Коалиционным соглашением еще в декабре 2014 года определено, что до проведения местных выборов в октябре 2015-го новый закон должен быть принят! Спикер парламента Владимир Гройсман ранее обещал, что местные выборы пройдут по новому законодательству, а соответствующий законопроект будет внесен до конца мая этого года. Но, скорее всего, изменения будут внесены не ранее конца июня, чтобы ЦИК, ОИК и УИК успели их изучить и организовать избирательный процесс.

Еще одна новация, которая может коснуться и местных выборов, и самого хода децентрализации, – существенное сокращение депутатского корпуса на региональном уровне. Рассматривается уменьшение общего количества депутатов местных советов с 240 тысяч до около 80 тысяч человек.

В частности, в случае принятия соответствующих законопроектов количественный состав советов, которые будут избираться на очередных местных выборах, составит: для сельских советов – 6 депутатов; для поселковых советов – 8 депутатов; для городских советов – от 14 до 50 депутатов (в зависимости от количества жителей города); для районных в городе – 15 депутатов. Выборы мэров предлагают проводить в два тура, если ни один кандидат не набрал 50% голосов. Главное, что уменьшение количества депутатов граждане будут воспринимать как положительный шаг.

Общественные организации и ассоциации органов местного самоуправления также предоставили свои предложения по проведению местных выборов. Если обобщить, то в областные советы, городские советы областных центров и крупных городов депутатов избирают по пропорциональной системе, то есть избиратели указывают номер кандидата в партийном списке в бюллетене. Теоретически таким образом избиратели, а не партийные руководители определяют, какие политики станут депутатами. Обсуждается, стоит ли внедрять такую систему в районных советах.

Все соглашаются, что на сельском уровне должны остаться мажоритарные округа. Однако эксперты предлагают объединять по 3-5 округов в один, а по результатам голосования определять несколько победителей. Это могло бы уменьшить коррупцию и возможность подкупа, а также снять необходимость перевыборов, когда депутат слагает полномочия.

И еще одна новация местных выборов. Эксперты фиксируют настоящий бум появления новых политических сил. В общей сложности за последний год было создано 66 новых партий: 39 в 2014 году и 27 в 2015-м. Для сравнения: до прошлого года в среднем за год создавалось около 5-7 новых партий.

То есть в местных выборах в конце 2015 года могут принять участие несколько десятков новых политических партий, что повлечет за собой разбалансировку партийной системы.

По информации Комитета избирателей, ни одна из вновь созданных партий не ведет ни политической, ни информационной деятельности. Рядовому избирателю сегодня ничего не скажут ни названия этих политических сил, ни фамилии их руководителей. Но на местных выборах именно они будут выдвигать кандидатов в депутаты, а также принимать участие в распределении мест в ТИК и УИК, поскольку формирование состава избирательных комиссий происходит путем жеребьевки между всеми партиями. Таким образом, существует целая система формирования комиссий «на заказ» того или иного влиятельного политического игрока.

Фракция «Батьківщина» разработала свой законопроект о местных выборах. В нем по максимуму были учтены предложения и общественных организаций, и ассоциаций органов местного самоуправления. Рабочая группа, которая работала над этим проектом, учла все ключевые моменты, предусматривающие проведение выборов по открытым партийным спискам. Законопроект №2831 от 13 мая 2015 года о местных выборах, внесенный фракцией «Батьківщина», предлагает довольно простую систему голосования, а именно:
– на выборах в областные советы партия вправе установить только первую пятерку, а дальше граждане своим голосованием за того или иного кандидата, закрепленного за конкретным округом, дают возможность ему стать депутатом местного совета;
– на выборах в районные советы или небольшие города районного подчинения партии устанавливают только трех кандидатов в списке, а начиная с четвертого места, сами граждане определяют порядок формирования списка.

Предусмотрена и процедура отзыва депутатов. Так, избранник может быть отозван по народной инициативе в случаях, если он не исполняет программу, с которой шел на выборы, если после избрания не вступил во фракцию партии, от которой шел на выборы, или решил покинуть ее после вступления.

Сама процедура голосования, контроль над проведением выборов, невозможность их фальсификации дает возможность организовать выборы в октябре на основании конституционных положений и на основании закона, который четко регламентирует и устанавливает процедуру невозможности фальсификации самих результатов выборов.

И еще одна хорошая тема для размышления. Если ни Киев, ни мировая общественность не признают аннексии Крыма, может, нужно проводить выборы местных советов и на полуострове? Я, конечно, понимаю, что на самой территории Крыма выборы невозможны – но их можно организовать на территориях соседних областей. Ведь люди, которые были вынуждены переехать, все равно остаются жителями Севастополя, Симферополя, Керчи, Ялты… Несмотря на то, что Россия раздавала паспорта жителям полуострова, я уверен: многие крымчане не избавились от паспортов Украины. Они могут голосовать. Каким образом это осуществить – слово за юристами.

Да, на это нужны деньги. И немалые. Но они окупятся сторицей. А избранные люди могут представлять интересы переселенцев и жителей оккупированных территорий. Власть должна проявить политическую волю и начать процесс возвращения Крыма. Почему бы не с проведения местных выборов?

Сейчас слово за депутатами коалиции!

«Вечерние Вести», 15.06.2015.

Календар новин

Останні новини

Фото дня

Відео дня

Пряма мова