Олексій Рябчин: Вето президента і аграрне лобі загрожують євроінтеграції

Україна не виконує своїх зобов’язань перед партнерами в ЄС, бо наші олігархи можуть мотивувати президента ветувати два європейські законопроекти (рос.).

В октябре 2016 года Верховная Рада приняла два важнейших экологических закона: «Об оценке влияния на окружающую среду» (ОВД – №2009а-д) и «О стратегической экологической оценке» (СЭО – №3259).

Оба закона являются частью наших международных обязательств в рамках Орхусской конвенции, Конвенции Эспо, обязательств перед Энергетическим Сообществом и, что самое главное, – в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Ситуация с экологией у нас плачевная: в рейтинге из 120 стран Украина занимает первое место в мире по количеству смертей от загрязнения воздуха. И поэтому изменения очень важны, ведь данные законы вводили европейские экологические процедуры для бизнеса, который, так или иначе, связан с загрязнением окружающей среды.

Я испытывал гордость за наш парламент и за Украину: в стране, где идёт война, вопросы экологии, к сожалению, не являются приоритетными – однако мы опять показали, что причастны к европейским ценностям, организовав «день экологии» в Раде. Опять – потому что этим летом Рада была одним из первых парламентов в мире, который ратифицировал Парижское климатическое соглашение, только недавно вступившее в силу. Я не раз повторял, как гордился тогда Украиной, которая смогла продемонстрировать партнёрам свою причастность к ценностям цивилизованного мира.

Но в последний день октября президент перечеркнул последнее наше достижение,наложив вето на оба экологических закона.

Это шок.

Шок для парламента, для экспертов, для общественности, которая уже грозит эко-майданом. Это шок для Европейского Союза. И это шок для меня лично.

Без этих законов европейские инвесторы в Украину не придут

Я был одним из подписантов законопроекта об оценке влияния на окружающую среду, принимал участие в его разработке и лоббировании. За полтора года мытарства данный закон четыре раза выносился на голосование – он прошел два повторных первых чтения и два результативных.

Последняя версия ни у кого не вызывала замечаний – 259 голосов за ОВД от всех фракций и групп и 231 за СЭО говорят о том, что все опасения и “хотелки” лоббистов, мешающие принятию законопроекта, были учтены.

Признавая право и обязанность отраслевых организаций отстаивать интересы своих членов, удивительно то, что за полтора года аграрное лобби не нашло времени на качественную работу с депутатами в Раде.

Конечно, легче зайти в один кабинет в АП и перечеркнуть волю украинского народа, чем посещать многочисленные круглые столы, заседания комитетов и экспертные обсуждения. Более того, законопроект про ОВД прошел даже наш энергетический комитет, который из-за естественного конфликта интересов всегда с опасением относится к экологическим инициативам.

Экологические законопроекты были согласованы абсолютно со всеми стейкхолдерами, были учтены интересы как бизнеса, так и местных громад.

В их разработке приняли участие Министерство экологии и природных ресурсов, экологические правозащитники, общественность.

Более того, его одобрили европейские инвесторы, которые заявили, что хотят развивать бизнес в Украине, но – по европейским правилам. Именно такие правила и призваны установить эти законы.

Это были, не побоюсь большого количества эпитетов, качественные, европейские, евроинтеграционные, методологические законы.

И вдруг – вето.

Безусловно, иногда можно принять в качестве компромиссных замечания к ветированному закону от Администрации Президента. Но не в этом случае.

Это вето без аргументации. Бессмысленное вето.

Это лоббистское вето.

Народный депутат Остап Еднак из экологического комитета уже подал заявление в суд о признании факта нарушения Конституции при применении президентом права вето.

Во-первых, были нарушены сроки – основной закон предоставляет гаранту 15 дней на то, чтобы вернуть закон в Раду на повторное рассмотрение, но Порошенко вернул законы на 18-й день.

Во-вторых, та же Конституция требует, чтобы президент предоставлял сформулированные и мотивированные предложения к закону. А предложения Порошенко – это просто замечания.

Свиноводы и птицеводы срывают евроинтеграцию Украины?

На ветировании настаивали крупные агрохолдинги, которые прикрылись письмами от ассоциаций с просьбой ветировать закон. Это:

Ассоциация свиноводов Украины,
Всеукраинский аграрный совет,
Ассоциация производителей молока,
Ассоциация «Союз птицеводов Украины»,
Национальная ассоциация Украины «Укрсахар».

2de3e26-image01

Многие из фигурантов этого списка привлекали миллиардные кредиты на развитие своего аграрного бизнеса, в том числе пользовались государственными суперпрограммами.

Кстати, закон об ОВД направлен именно на новые, а не уже существующие объекты, и должен увеличить открытость информации и усилить роль общественности в процессе оценки возможного негативного воздействия планируемой предпринимательской деятельности на природу.

Например, раньше общественные слушания часто проводились для галочки или использовались в коррупционных схемах. Закон должен сделать общественные слушания мощным инструментом контроля.

Не хочется верить, что агрохолдинги боятся такого контроля. Но старые законы = старые практики, где гораздо проще было включать в коррупционные схемы местное руководство и устраивать скотомогильники рядом с населёнными пунктами, отравляя землю, воду и воздух.

После вступления закона в силу подобные схемы проворачивать больше не удастся.

У кого какие ценности

Революция Достоинства была в первую очередь революцией ценностей, а данное вето показывает, что в АП находятся люди, чьи ценности далеки от европейских и отражают лишь сторону личных интересов. В европейской стране, которой стремится стать Украина, такое недопустимо – интересы развития общества превыше всего.

Возможно, в том числе и поэтому нас «не пускают» в Европу.

Мы не выполняем наших обязательств перед партнёрами, потому что у нас всё ещё есть олигархи, которые могут так вот запросто мотивировать президента ветировать два европейских законопроекта.

По имеющейся у меня информации представители ЕС уже готовят жёсткую реакцию на эти действия.

Интересна и сама история вето.

По сведениям автора, еще в пятницу 28 октября сотрудники АП завизировали положительные выводы и рекомендовали президенту подписать оба экологических закона. Для них также было шоком вето, которое случилось в понедельник.

Что же случилось за выходные, и кто посоветовал президенту пойти не только против депутатов, но и даже против своей же администрации – вопрос риторический.

Но даже сильнее, чем факт ветирования, удивляет то, что президент никак не озвучил свою позицию. Всё, что мы имеем – это ничем не аргументированные замечания к законам и попытки ассоциаций оправдать наложенное вето. Поскольку над этими законами работал целый пул экспертов, политиков, представителей бизнеса и европейских партнеров, Порошенко мог хотя бы из уважения к ним открыто выступить и разъяснить свою позиции.

Но он этого не сделал…

Как человек, занимающийся вопросами взаимодействия сфер энергетики, экологии и экономики – я, как никто другой хочу, чтобы наш бизнес, включая аграрный, развивался, платил налоги, создавал рабочие места.

Вопросы экологии не должны восприниматься как препятствие бизнесу; наоборот – должны создавать новые возможности для его развития. На пути к этому нам помогают европейские партнёры.

Однако мы в который раз не выполняем своих обязательств перед ними.

Я надеюсь, что президент изменит свое решение и на Саммит Украина-ЕС в ноябре украинская делегация поедет с новыми введенными в действие экологическими стандартами, чтобы все наши старания на поприще экологии, евроинтеграции и безвизового режима не пошли прахом из-за шкурных интересов аграрного лобби.

Какова связь между выращиванием сахара и производством шоколада – известно любому сладкоежке, либо тому, кто просмотрел соответствующую декларацию. А элементарный google-поиск покажет, что за упомянутым «Союзом птицеводов Украины» стоят солидные бизнесмены и политики.

Например, компания «Пан Курчак», народного депутата от «Воли Народа» Сергея Мартыняка, которая находится на 11 месте по доходности птицефабрик в Украине. Или компания «Мироновский хлебопродукт» Юрия Косюка, являющаяся лидером рынка и производящая около 60% всей украинской курятины. Сам Юрий Косюк до сих пор числится внештатным советником президента, а в 2014-ом занимал пост первого замглавы Администрации Президента.

За другими ассоциациями стоят не менее влиятельные фигуры и аграрные лоббисты.

Олексій Рябчин, народний депутат від «Батьківщини», Українська правда,  14 листопада 2016-го.

Календар новин

Останні новини

Фото дня

Відео дня

Пряма мова