Альона Шкрум: Дев’ять кіл пекла зміни держслужби

Історія реформи державної служби та реформи державного управління в Україні – це історія вмілого саботажу і нездійснених надій (рос).

О реформе, которая могла бы создать целые команды настоящих реформаторов в каждом госоргане и регионе страны, говорят последние 10 лет. Еще до того, как я пришла в парламент, правительство уже получило около 150 миллионов евро на построение эффективного государства и проведение реформы госуправления.

Ли Куан Ю, которого так любит цитировать наш президент, считал управление страной искусством, за 1 год поменял 90% чиновников, привязал рост их зарплат к росту ВВП страны и отправил молодых сингапурцев учиться в лучшие университеты мира за деньги госбюджета с единственным требованием – вернуться обратно после получения диплома и отработать на государственной службе во благо страны. Такие наши соседи, как Польша и Литва, провели эту реформу одной из первых, запустив новые кадры в старые здания, и посадив старых коррупционеров, которые не умеют и не могут принять новые правила игры.

У нас же вопросы государственной службы до сих пор регулируются политическими договоренностями, а также законом 1993 года, а служащие удобно «прячутся» за Кодексом законов о труде – еще 1971 года.

Открытые конкурсы откровенно саботируются. По результатам таких отборов назначаются люди, попадающие под люстрацию.

Реформ как не было, так и нет.

Независимые профессиональные кадры – большая редкость на государственной службе, так как каждый премьер и министр считал своим долгом перетрясти госаппарат и избавиться еще от некоторых достойных, но неугодных и неподконтрольных людей.

Полная зависимость от руководителя в вопросах премий, зарплат, увольнения привела к тому, что большинство чиновников скорее «отсиживаются на работе» и концентрируются на процессе, а не на результате, а услуги, предоставляемые государством, за 24 года остались по-советски отвратительными и унизительными.

Качество госуслуг – самое низкое в Европе, а в рейтинге качества госуправления Украина занимает позорное 134 место в списке из 140 стран.

Украина так и не построила стабильных государственных институтов власти, которые поддерживали бы систему управления страной независимо от меняющихся политиков. Институционная память разрушена, а ничего нового никто не предложил.

Первое впечатление у любого, попадающего в зазеркалье государственной бюрократии – невообразимый хаос в управлении страной: правила и инструкции противоречат друг другу, функции дублируются разными департаментами и даже целыми органами, задания и пачки писем чиновники перебрасывают друг другу и панически боятся ответственности.

Современная украинская бюрократия – это нагромождение морального и вполне реального хлама в кабинетах, приправленное непрофессионализмом и страхом принимать решения или выступать с позицией.

Все это – результат отсутствия реального доступа к госслужбе профессиональных людей, результат смены госслужащих при каждом новом правительстве, когда на место назначается «свой человек», а он, в свою очередь, рьяно бросается на государственные потоки, понимая, что времени мало.

Коррупция – лишь следствие отсутствия государственных институтов, отсутствие отбора лучших людей и низкая зарплата. При зарплате в 5-6 тысяч гривен в месяц должность на таможне вполне может стоить около 2 миллионов долларов и «отбивается» за несколько месяцев. В такой системе, конечно, не до реформ. Тут почти ничего не исправить, нужно ломать сами основы и установившиеся правила.

Этот перелом системы уже давно успешно прошли Латвия, Чехия и Польша.

Изменения, которые нам нужны, довольно просты:

1) Конкурсы на все должности государственной службы и прозрачный отбор на основе профессиональных качеств – только через конкурс, который для высших госслужащих проводит единая независимая Комиссия высшего корпуса госслужбы;

2) Нужно разделить политические должности и должности государственной службы, вывести с госслужбы политиков – то есть депутатов и министров, а также их помощников, советников, пресс-секретарей, обслуживающий персонал, другие категорий граждан, которые не имеют никакого отношения к исполнительной власти и формирования государственной политики;

3) Нужно обеспечить, наконец, независимость госслужащих от политиков и политический партий – четко прописать возможные причины увольнения чиновника и запретить высшей категории чиновников быть членами политических партий;

4) Нужно увеличить зарплаты новым чиновникам и уменьшить долю «премий» и «доплат» в структуре оплаты чиновника.

Такая система, как и любая настоящая реформа, радикальна, и ломает все устоявшиеся принципы функционирования нашей власти.

В соответствии с коалиционным соглашением, новый закон должен был быть принят в декабре 2014 года: мы уже опоздали почти на год. Только благодаря давлению со стороны европейцев, гражданского общества и нескольких «сумасшедших» депутатов и госчиновников законопроект был внесен и проголосован в парламенте в первом чтении весной.

Европейцы   заняли принципиальную позицию – не давать больше денег Украине под обещания реформ, а только под сами реформы.

Теперь все зависит от голосов в Верховной Раде и реальной поддержки закона Банковой – для голосов фракции БПП и премьером – для голосов Народного фронта. Количество проголосовавших «за» и покажет настоящую, а не задекларированную поддержку реформы.

Самый большой страх для высшего руководства страны – это, конечно, потерять влияние на назначение удобных им людей на высшие должности государственной службы. Перезагрузка системы и открытые конкурсы – это, конечно, очень неудобно.

Это означает потерять возможность назначать лояльных себе людей, раздавать должности по политическим квотам, ставить кумов и бывших одноклассников на «рыбные» места, назначать проверенных временем приспособленцев и талантливых коррупционеров, которые с удовольствием будут находить деньги на партию и следующие выборы.

Открытые конкурсы – это также шанс убрать коррупцию с непубличных должностей глав нацагентств и ЦОИВ, а также их замов. Здесь ходят миллионы долларов в день, здесь выигрываются тендеры компаниями, созданными вчера вечером, берутся на миллионы, а иногда и на миллиарды долларов кредиты под государственные гарантии.

Прозрачная конкурсная комиссия, которая выберет лучшего по специальности и образованию профессионала и проведет собеседования онлайн под пристальным взглядом журналистов и общественников, означает полную потерю контроля над денежными потоками и необходимость как минимум договариваться заново с новым в системе человеком.

Зачем завоевывать власть тогда, уважаемые? Для красивого кабинета? Для 4000 гривен зарплаты?

Сама квинтэссенция большой украинской политики в старом добром понимании кумовства отомрет. И именно этого мы и добиваемся.

Без этой реформы практически ни одна реформа не сдвинется с мертвой точки, так как высшие чиновники, исполнители реформ, в этих реформах элементарно не заинтересованы.

Нравится это власти или нет, но украинское общество уже давно стало другим, и требует новых правил игры. При этом, конечно, для власти простые решения и старые методы остаются очень привлекательными. Только работают они все хуже и хуже.

Новое общество, новые законотворческие процедуры и новая политика пробиваются сквозь плиты старого грунта и бетона.

Новые подходы находят поддержку разных людей – общественников, новых молодых депутатов местных советов, ребят в государственных органах. Остается только объединить усилия и, очень надеюсь, бетон треснет.

Сейчас у парламента будет реальный шанс показать волю к настоящим, а не бутафорским реформам.

Посмотрим, воспользуется ли коалиция этим шансом.

 Альона Шкрум, народний депутат від фракції «Батьківщина», «Новое время», 25 листопада 2015 року

Календар новин

Останні новини

Фото дня

Відео дня

Пряма мова