Історія реформи державної служби та реформи державного управління в Україні – це історія вмілого саботажу і нездійснених надій (рос).
О реформе, которая могла бы создать целые команды настоящих реформаторов в каждом госоргане и регионе страны, говорят последние 10 лет. Еще до того, как я пришла в парламент, правительство уже получило около 150 миллионов евро на построение эффективного государства и проведение реформы госуправления.
Ли Куан Ю, которого так любит цитировать наш президент, считал управление страной искусством, за 1 год поменял 90% чиновников, привязал рост их зарплат к росту ВВП страны и отправил молодых сингапурцев учиться в лучшие университеты мира за деньги госбюджета с единственным требованием – вернуться обратно после получения диплома и отработать на государственной службе во благо страны. Такие наши соседи, как Польша и Литва, провели эту реформу одной из первых, запустив новые кадры в старые здания, и посадив старых коррупционеров, которые не умеют и не могут принять новые правила игры.
У нас же вопросы государственной службы до сих пор регулируются политическими договоренностями, а также законом 1993 года, а служащие удобно «прячутся» за Кодексом законов о труде – еще 1971 года.
Открытые конкурсы откровенно саботируются. По результатам таких отборов назначаются люди, попадающие под люстрацию.
Реформ как не было, так и нет.
Независимые профессиональные кадры – большая редкость на государственной службе, так как каждый премьер и министр считал своим долгом перетрясти госаппарат и избавиться еще от некоторых достойных, но неугодных и неподконтрольных людей.
Полная зависимость от руководителя в вопросах премий, зарплат, увольнения привела к тому, что большинство чиновников скорее «отсиживаются на работе» и концентрируются на процессе, а не на результате, а услуги, предоставляемые государством, за 24 года остались по-советски отвратительными и унизительными.
Качество госуслуг – самое низкое в Европе, а в рейтинге качества госуправления Украина занимает позорное 134 место в списке из 140 стран.
Украина так и не построила стабильных государственных институтов власти, которые поддерживали бы систему управления страной независимо от меняющихся политиков. Институционная память разрушена, а ничего нового никто не предложил.
Первое впечатление у любого, попадающего в зазеркалье государственной бюрократии – невообразимый хаос в управлении страной: правила и инструкции противоречат друг другу, функции дублируются разными департаментами и даже целыми органами, задания и пачки писем чиновники перебрасывают друг другу и панически боятся ответственности.
Современная украинская бюрократия – это нагромождение морального и вполне реального хлама в кабинетах, приправленное непрофессионализмом и страхом принимать решения или выступать с позицией.
Все это – результат отсутствия реального доступа к госслужбе профессиональных людей, результат смены госслужащих при каждом новом правительстве, когда на место назначается «свой человек», а он, в свою очередь, рьяно бросается на государственные потоки, понимая, что времени мало.
Коррупция – лишь следствие отсутствия государственных институтов, отсутствие отбора лучших людей и низкая зарплата. При зарплате в 5-6 тысяч гривен в месяц должность на таможне вполне может стоить около 2 миллионов долларов и «отбивается» за несколько месяцев. В такой системе, конечно, не до реформ. Тут почти ничего не исправить, нужно ломать сами основы и установившиеся правила.
Этот перелом системы уже давно успешно прошли Латвия, Чехия и Польша.
Изменения, которые нам нужны, довольно просты:
1) Конкурсы на все должности государственной службы и прозрачный отбор на основе профессиональных качеств – только через конкурс, который для высших госслужащих проводит единая независимая Комиссия высшего корпуса госслужбы;
2) Нужно разделить политические должности и должности государственной службы, вывести с госслужбы политиков – то есть депутатов и министров, а также их помощников, советников, пресс-секретарей, обслуживающий персонал, другие категорий граждан, которые не имеют никакого отношения к исполнительной власти и формирования государственной политики;
3) Нужно обеспечить, наконец, независимость госслужащих от политиков и политический партий – четко прописать возможные причины увольнения чиновника и запретить высшей категории чиновников быть членами политических партий;
4) Нужно увеличить зарплаты новым чиновникам и уменьшить долю «премий» и «доплат» в структуре оплаты чиновника.
Такая система, как и любая настоящая реформа, радикальна, и ломает все устоявшиеся принципы функционирования нашей власти.
В соответствии с коалиционным соглашением, новый закон должен был быть принят в декабре 2014 года: мы уже опоздали почти на год. Только благодаря давлению со стороны европейцев, гражданского общества и нескольких «сумасшедших» депутатов и госчиновников законопроект был внесен и проголосован в парламенте в первом чтении весной.
Европейцы заняли принципиальную позицию – не давать больше денег Украине под обещания реформ, а только под сами реформы.
Теперь все зависит от голосов в Верховной Раде и реальной поддержки закона Банковой – для голосов фракции БПП и премьером – для голосов Народного фронта. Количество проголосовавших «за» и покажет настоящую, а не задекларированную поддержку реформы.
Самый большой страх для высшего руководства страны – это, конечно, потерять влияние на назначение удобных им людей на высшие должности государственной службы. Перезагрузка системы и открытые конкурсы – это, конечно, очень неудобно.
Это означает потерять возможность назначать лояльных себе людей, раздавать должности по политическим квотам, ставить кумов и бывших одноклассников на «рыбные» места, назначать проверенных временем приспособленцев и талантливых коррупционеров, которые с удовольствием будут находить деньги на партию и следующие выборы.
Открытые конкурсы – это также шанс убрать коррупцию с непубличных должностей глав нацагентств и ЦОИВ, а также их замов. Здесь ходят миллионы долларов в день, здесь выигрываются тендеры компаниями, созданными вчера вечером, берутся на миллионы, а иногда и на миллиарды долларов кредиты под государственные гарантии.
Прозрачная конкурсная комиссия, которая выберет лучшего по специальности и образованию профессионала и проведет собеседования онлайн под пристальным взглядом журналистов и общественников, означает полную потерю контроля над денежными потоками и необходимость как минимум договариваться заново с новым в системе человеком.
Зачем завоевывать власть тогда, уважаемые? Для красивого кабинета? Для 4000 гривен зарплаты?
Сама квинтэссенция большой украинской политики в старом добром понимании кумовства отомрет. И именно этого мы и добиваемся.
Без этой реформы практически ни одна реформа не сдвинется с мертвой точки, так как высшие чиновники, исполнители реформ, в этих реформах элементарно не заинтересованы.
Нравится это власти или нет, но украинское общество уже давно стало другим, и требует новых правил игры. При этом, конечно, для власти простые решения и старые методы остаются очень привлекательными. Только работают они все хуже и хуже.
Новое общество, новые законотворческие процедуры и новая политика пробиваются сквозь плиты старого грунта и бетона.
Новые подходы находят поддержку разных людей – общественников, новых молодых депутатов местных советов, ребят в государственных органах. Остается только объединить усилия и, очень надеюсь, бетон треснет.
Сейчас у парламента будет реальный шанс показать волю к настоящим, а не бутафорским реформам.
Посмотрим, воспользуется ли коалиция этим шансом.
Альона Шкрум, народний депутат від фракції «Батьківщина», «Новое время», 25 листопада 2015 року