Як проходили вибори в ОТГ на Донбасі – розповідає у колонці в журналі «Новое время» народний депутат від «Батьківщини» Олексій Рябчин (рос.).
В воскресенье, 18-го декабря, по всей Украине проходили выборы в новосозданных объединённых территориальных общинах. Были они и на Донбассе.
Но на Донбассе выборы не «проходят» – они «делаются». Методы со времён Януковича не изменились, как и люди, которые их используют – они просто перекрасились.
Перекрасились так же, как стела перед Славянской ТЭС, – её выкрасили в жёлто-голубые цвета, но на ней продолжает красоваться эмблема серпа и молота. На участки приходили избиратели, которые сняли обложку со своего советского паспорта и надели её на украинский. Декоммунизация не поможет, ведь люди на Донбассе никому не нужны, их никто не слушает – и они, в свою очередь, уже никому не верят. Их не отпускает прошлое, и никто не протянул им руку, чтобы помочь шагнуть в новое будущее, ведь своих избранных народных депутатов они в большинстве своем не видели за все времена независимости Украины.
У многих родственники до сих пор живут под обстрелами, а новости они получают в том числе и из российских каналов. Людей пугают всякими небылицами и используют страх, чтобы держать под контролем. Да, они никому не нужны – но нужны их голоса. Или голоса тех, кто давно здесь не живёт. Или голоса тех, кто давно умер. Нужна картинка проведения выборов, зачастую по заранее расписанному сценарию. Так делают выборы на Донбассе.
Видя меня, люди переспрашивают: «А Ви хто? Народний депутат? Справді?». Они не верят своим глазам, им в диковинку, что перед ними – настоящий депутат, который приехал из Киева, из Верховной Рады. Им странно, что с ними общаются, их слушают и не вешают лапшу на уши – люди уже давно никому не верят, но раскрываются, когда с ними общаются искренне.
«Это нормально, что он в интервью обозвал нас – своих односельчан – алкоголиками? Кто, кто? Да кандидат наш основной. А ведь он сам – местный уроженец, всю жизнь здесь прожил. Раньше он за Януковича, а теперь за Порошенко. Как он собирается работать для людей, которых открыто унижает?» – риторически вопрошает молодая учительница в единственной местной школе.
«Це моє рідне село, я прожила тут все життя і не хочу звідси їхати. Але жити тут своє все важче», – вторит ей другая женщина.
«Тут прожили п’ять поколінь моїх предків, але тепер молодь їде звідси. Якщо закриють садочок і школи – село остаточно стане занедбаним», – с горечью говорит она на чистом украинском, села на Донбассе в большинстве своем украиноязычные.
Во времена, воспетые Гоголем, в сёлах проходили большие ярмарки – по праздникам, в честь сбора урожая… Это было настоящей радостью для людей. Нынешние предвыборные «ярмарки» достойны скорее пера Чехова – столько «персонажей» и по-грустному комичных историй… Но вместо радости на таких ярмарках люди испытывают унижение и озлобленность, эмоции, которые ощущает обнищавшее население Украины.
Люди знают, что их покупают, но идут на такие «ярмарки»-раздачи за бесплатными продуктовыми пакетами, уценёнными дровами и буханкой хлеба по дешёвке. Идут, потому что когда тебе нечего есть и нечем обогреть дом – не до принципов. А люди на Донбассе совестливые – им бы взять всё да проголосовать, как сердце велит, ан нет. Взяли подарок, и голосуют как пообещали. Только это недальновидно.
«О нас вспоминают только перед выборами. Мы никому не нужны», – в этих словах вся боль и обида, которая накопилась у людей.
Парадокс: в Николаевке – городе энергетиков – в последнее время была проблема с освещением – улицы с наступлением сумерек погружаются в темноту. На этот раз Николаевку было не узнать: улицы освещены десятками фонарей. Видимо, выборы нужно проводить почаще – как минимум, раз в год. Глядишь, восстановят и разрушенные войной дома, и разбитые без помощи войны дороги.
На Донбассе много градообразующих предприятий. Раньше трудовой коллектив заставляли голосовать за Партию регионов, а уважаемых технарей-заводчан – идти кандидатами, чтобы ими было легко управлять в местных советах. Теперь «регионалы» стали именоваться по-другому, но расклад не изменился.
Власть, не имея поддержки, шантажом и угрозами вынуждает руководство предприятий перекраситься в свои партийные цвета – кого криминальными делами за транспортировку угля с оккупированных территорий, кого за коррупционные схемы дерибана госпредприятий. И те, кто несколько лет назад организовано баллотировались и голосовали по указке Партии регионов, теперь так же организовано идут на выборы за провластные партии.
На этих выборах очень тонко работает схема: людей агитируют голосовать не за партии. К политическим партиям люди вообще негативно относятся, особенно если они не выполняют долгожданного тут обещания закончить войну за несколько недель. Вместо этого специально обученные люди на участках дают людям команду ставить галочку возле определённого номера – «голосуй не за партию, а за наше предприятие, за наши рабочие места, так будет всем лучше».
Кто-то борется за контроль над ресурсами объединённых громад, а кто-то уже развернул штаб в борьбе за свой мажоритарный округ. На эти выборы были брошены колоссальные ресурсы – неофициальные гонорары членов комиссий в глухих сёлах приближаются к суммам, обычно встречающимся только на округах в центре столицы. Сюда съехались столичные политтехнологи, проводятся даже экзит-поллы – роскошь, в этих широтах невиданная.
Появляются инновационные методы борьбы за избирателя, подчас очень забавные – например, предвыборная травля клопов и блох в подвалах. Меня, как главу подкомитета Верховной Рады по энергосбережению и энергоэффективности, особенно порадовала раздача избирателям энергосберегающих лампочек.
Но поэтому и радуют эти выборы – это какая-никакая, но динамика. Пусть и не проевропейская, а, скорее, постсоветская – но конкуренция. Раньше здесь в основной массе были только регионалы, коммунисты да их производные. Теперь – целый веер кандидатов на любой вкус: от технических и тех, кто «засевает» округа, до настоящих патриотов, готовых отстаивать «державницькі позиції».
Проклёвываются новые ростки, расправляют плечи общественные организации, с которыми стремятся взаимодействовать здравые политические силы. Все больше людей, которые не боятся баллотироваться от проукраинских партий.
Важно поддерживать эти ростки молодой демократии в регионе, ведь это именно то, что отличает подконтрольные территории Донбасса от псевдореспублик: у нас есть свобода слова и возможность выбора. Среди кандидатов есть предприниматели и волонтёры, фермеры и представители образования – именно такое разнообразие сфер деятельности, представительство всех слоёв общества должно стать основой возрождения региона. Эти люди отстаивают появившийся плюрализм от местных политических «монополистов», которые очень хотят вернуть прежний порядок вещей.
На Донбассе катастрофически не хватает открытого диалога власти с людьми. В очередной раз призываю всех депутатов присоединиться к немногочисленному десанту народных избранников, которые работают в регионе и не боятся общаться и смотреть людям в глаза. И, желательно, на системной основе, а не только в предвыборный период. По-другому не возможно сформировать доверие граждан к украинской власти и помешать формированию патернализма у подрастающего тут поколения украинцев.
Олексій Рябчин, народний депутат від «Батьківщини», Новое время, 20 грудня 2016-го.