Поздней осень 2014-го, когда стало очевидно, что государство Порошенко-Яценюка палец о палец не ударит ради сограждан, пострадавших от российской агрессии и оккупации, да и вообще собирается торговать, а не бороться с агрессором, команда, которая позднее составила основу движения «Сила права», приступила к разработке стратегии борьбы на юридическом фронте.
Копали глубоко. Пришлось поднять не только решения Европейского суда по правам человека и международные конвенции, но и законодательство, а также решения национальных судов многих стран по вопросам, касающимся ответственности участников вооружённых конфликтов. Был тщательно изучен пласт информации, начиная с Первой мировой войны.
Мы предполагали, что на практике реализовывать разработанную стратегию будет непросто, но то, с каким остервенением стали сопротивляться многие судьи районных судов, превзошло все ожидания. Примерно половина судей первой инстанции под любым предлогом пытались уйти от рассмотрения заявлений солдат, получивших ранения и увечья, семей погибших и вынужденных переселенцев, в которых стороной по делу фигурировала Российская Федерация, как государство-агрессор.
Сегодня сотни вступивших в законную силу решений, полученных вместе с пострадавшими в 24-х регионах нашей страны, арестованные права РФ на сумму, достигающую трех с половиной миллиардов долларов США, позволяют говорить о некой классификации судей-отказников.
Значительная часть из них, отложив в сторону Закон, просто ожидала «политической воли». Немало и таких, кто, не обладая необходимой квалификацией или просто не утруждая себя погружением в незнакомую область права, ожидали решения Верховного Суда, с которого можно попросту списывать. Встречались и такие, кто держит нос по ветру, а вдруг оккупанты придут, что тогда?
Отдельная непростая категория судьи-переселенцы, многие из которых, имея родных и имущество на оккупированных территориях, оказались в ситуации невольного конфликта интересов. Закон в таком случае позволяет судье взять отвод и не рассматривать такое дело. Вот только на десятки высосанных из пальца отказов нашелся всего один судья-переселенец в Житомирской области, который честно изложил мотивы своего отвода.
Судей-отказников значительно поубавилось после череды решений нового Верховного Суда, вынесенных по заявлениям пострадавших граждан.
Несмотря на то, что высшая судебная инстанция страны, поддержавшая правовую позицию юридической команды «Силы права», разъяснила вопросы, касающиеся утраты государством-агрессором судебного иммунитета, и посчитала избранный нами порядок уведомления Российской Федерации через посольство в Украине законным, в последнее время проявилась новая группа изобретателей проблем, которым позиция Верховного Суда безразлична.
Так, судья Славянского горрайонного суда Донецкой области Владимир Старовецкий, его коллеги из Тывровского районного суда Винницкой области Наталья Киосак и Анатолий Мазурчак и судья Сосновского районного суда Черкасс Елена Марцишевская решили, в отличие от Верховного Суда, что наша страна должна обращаться за правовой помощью(!) к Российской Федерации для привлечения в качестве стороны по делу государства Российская Федерация(!).
Более того, судья Старовецкий, на фоне обширной судебной практики, сформированной «Силой права», до сих пор прибывает в уверенности, что государство-агрессор обладает иммунитетом в судах пострадавшей страны, а винницкие судьи Киосак и Мазурчак ещё и пытаются, вместо стороны по делу – государства Российская Федерация, обязать раненного защитника страны и семью погибшего воина предоставить перевод всех документов на русский язык.
Безусловно, «Сила права» использует все предусмотренные законом способы защиты интересов граждан, пострадавших от российской агрессии и произвола украинских судей, но происходящее явно ставит перед обществом вопрос о качестве, а главное целях того, что назвали судебной реформой, и том, кто и как проводит квалификационное оценивание судей.
Андрій Сенченко, член Політради партії «Батьківщина», лідер Всеукраїнського руху «Сила права», Facebook, 1 серпня 2018р.