Большинство украинцев беспокоятся о том, как и сколько будут платить за тепло в домах, и, конечно же, интересуются темой субсидии. Однако далеко не всем она достанется, более того, с весны примерно половину семей, которые раньше получали, лишили права получить скидку от государства. Хватит ли украинцам субсидий после подорожания тарифов на отопление с 1 января, и кому в 2019 году не достанется субсидия, об этом ГолосUA расспросил Андрея Павловского.
– Андрей, хватит ли украинцам субсидий после подорожания тарифов на отопление с 1 января?
– Выдача субсидий населению – это тупиковая программа, которая ведет в никуда. В текущем году Украине потребовалось на субсидии 71 миллиард гривен. В 2019 году на субсидии выделяется 55 миллиардов гривен, то есть на 16 миллиардов меньше. Государство постоянно уменьшает расходы на субсидирование населения. Это приводит к увеличению задолженности по оплате коммунальных услуг. Уже сейчас эта сумма достигает 40 миллиардов гривен, есть угроза, что в 2019 году она достигнет 60 миллиардов. Это станет головной болью нового правительства. В частности, что делать с этой задолженностью – списать эти долги, или рассрочить их на 5-10 лет. Хотя это будет очень сложно сделать. Если не разрешить сложившуюся ситуацию, то это приведет к коллапсу в сфере ЖКХ.
– Кому в 2019 году не достанется субсидия?
– За счет семей заробитчан правительство хочет сократить количество получателей субсидий, которым они теперь просто не положены. Также государство создает очень тяжелые условия для получения субсидий. В частности, если пенсионерка живет в одном городе, а дети – в другом, но прописаны у нее, то пенсионерке отказывают в получении субсидии, говоря о том, что она должна брать деньги со своих детей за оплату коммуналки. Такие случаи массово происходят по всей стране. На данный момент нескольким миллионов граждан уже отказали в получении субсидии. В 2019 году выдачу субсидий гражданам урежут еще больше.
– На чем экономят украинцы из-за роста тарифов на газ?
– Украинцы отказываются от образования, от удовлетворения культурных потребностей. Не ходят в театры и кинотеатры, не покупают художественную литературу. Среднестатистическая украинская семья около 50% своих доходов тратит на продукты, 35% на оплату коммуналки, и только 15% на образование или покупку одежды. Такие расходы семейного бюджета только в бедных странах. По статистике ООН, когда семья тратит больше, чем 15% бюджета на питание, она считается бедной.
– С 1 мая тарифы на газ для населения снова вырастут, не приведет ли это к коллапсу?
– После очередного подорожания тарифов на газ с 1 мая 2019 года, украинцы просто откажутся платить за коммунальные услуги. Правительство Гройсмана хочет за два года поднять цену на газ для украинцев до 12500 гривен за 1000 кубометров. Ведь Кабмин брал обязательства перед МВФ, что он постепенно приведет в соответствие цены на газ к рыночным. Будет одинаковая цена на газ, как для населения, так и для промышленности. Если будет расти цена на газ для промышленности, но тарифы для украинцев могут поднять и до 14 тысяч гривен за 1000 кубометров потребленного газа. Это неподъемная сумма, и украинцы просто откажутся платить за коммунальные услуги.
– Можно ли реально в несколько раз снизить коммунальные тарифы?
– Можно уменьшить тарифы для населения. Нужно возобновить норму закона, которая у нас была принята в 2007 году, о том, что газ собственной добычи в полной мере шел на потребности населения и теплокоммунэнерго, которое обслуживает граждан. Если придерживаться таких норм, то цена на газ будет меньше, чем сейчас. Нужно учитывать себестоимость украинского газа. Если взять официальные отчеты НАК «Нафтогаза», то в них написано, что себестоимость украинского газа составляет не более 1500 гривен за 1000 кубов. Если посчитать транспортировку, инвестиционные налоги, то сумма составит не более 3500 тысяч гривен. То есть можно выйти на цену 3500 – 4000 тысячи гривен за 1000 кубов газа для населения. Соответственно, цена на газ снизится в два раза. При этом украинцев нужно стимулировать к энергосбережению, придерживаться норм потребления газа. На данный момент они составляют 4 куба в месяц. Украинцы, которые будут использовать ровно 4 куба, будут платить цену на газ в два раза меньше. Таким образом, можно будет стимулировать общественность к экономии газа. Также нужно развивать теплые кредиты. У нас в 2018 году государство выделило на них 800 миллионов гривен и 71 миллиард гривен на субсидии. Такие действия вызывают у западных экспертов шоковую реакцию. Они наоборот предлагают 71 миллиард пустить на теплые кредиты и 800 миллионов на субсидирование граждан.
– С какой целью МВФ постоянно настаивает на повышении тарифов на газ для украинцев?
– МВФ контролируется определенными государствами, которые хотят, чтобы Украина превратилась в аграрное государство. Нам открыто говорят, что будущее нашей страны – аграрный придаток. Это и выталкивает наше трудоспособное население за границу, в частности, мизерно унизительные зарплаты в сравнении с нашими соседями Польшей и Чехией. Уже молчу про западноевропейские страны. В истории не было ни одного примера, когда страна, развивая только сельское хозяйство, стала успешной.
Андрій Павловський, експерт з питань соціальної політики, член Політичної ради партії «Батьківщина», Голос UA, 4 січня 2019р.