Ми створили можливість для навчання дітей, які перебувають на територіях, непідконтрольних Україні. Вони мають прийняти рішення: виїжджати в Росію, на підконтрольну територію України, чи залишатись в небезпеці, в оточенні боєвиків.
После начала военных действий на части Донецкой и Луганской областей оттуда переехало 16 вузов. Кроме прочих проблем, всем им в последнее время остро не хватает студентов. В то же время, тысячи абитуриентов остались на оккупированной террористическими формированиями территории Донбасса, которые – несмотря на де-факто учебу по российской программе и учебникам – хотели бы продолжить учебу на территории, подконтрольной Украине. Решить проблему призван новый закон, который позволяет абитуриентам из зоны АТО поступать в перемещенные вузы без сдачи ВНО.
Как один из авторов закона, могу утверждать, что новый закон позволяет вступать абитуриентам, которые находятся на временно неподконтрольной территории, без ЗНО не только в ВУЗы, которые были эвакуированы, но и те ВУЗы, которые, как и раньше находятся в подконтрольных Украине городах Донецкой и Луганской областей: Краматорске, Славянске, Мариуполе, Северодонецке.
За новый закон проголосовали 264 депутата от всех фракций. Был политический консенсус вокруг этого закона и он был принят и в первом, и во втором чтении. И значит, мы решили очень актуальную проблему. Это временные меры, но мы надеемся, что будет реинтеграция на наших условиях. Об этом я вчера говорил и Виктории Нуланд.
Хочу отметить, что я за Внешнее независимое оценивание. Оно нужно и должно быть для всех. В данном случае мы боремся за умы и сердца людей. И мы должны помочь сейчас выехать оттуда людям, которые в силу войны не могут пересекать линию разграничения. Вот только была трагедия в Еленовке, когда погибли люди на КПВВ в результате то ли обстрела, то ли подрыва. Представьте себе, что большое количество людей едут сдавать ЗНО в один определенный день. Но это не только из соображений безопасности, но это еще и сигнал людям на те территории. А ведь это связано с огромным количеством проблем. Школьник должен выехать с родителями на день-два, доехать до блокпоста, пересечь его, билеты.
Так что родители и студенты должны понимать, что в том случае если они хотят гарантированно получить качественное, официальное, признанное во всем мире образование, то даже в условиях оккупации они должны не забывать учить и украинский язык.
Мы только создаем дополнительные возможности. Хотите – выезжайте в Россию, хотите – на подконтрольную территорию Украины, хотите – оставайтесь там в опасности, в окружении боевиков.
Понятно, что нужно будет пересекать блокпосты, понятно, что родителям придется принимать очень непростое решение – отправлять своего ребенка в Краматорск или Северодонецк или, может, в Винницу или они будут «под крылом» в Донецке или Луганске. Но какое качество образования они будут получать там, в этих вузах-фантомах? Для Украины как для государства Украина это очень важно. Мы боремся за умы, за наших граждан, за деокупацию мозгов. То есть мы забираем ребенка из той токсической среды.
Закон может быть подписан в любой момент, он может действовать уже в этом году. Уже сейчас люди должны быть готовы принять стратегическое решение.
Рекомендации и порядок действий для абитуриентов будет разработан Министерством образования, как только документ подпишет президент. Но уже сейчас люди должны быть готовы принять стратегическое решение. После того, как ты подготовил сердце и разум для того, чтобы обеспечить себе будущее, от этого будет все зависеть. Я занимаюсь исследованием этих вопросов и могу сказать, что неопределенность и нестабильность на этой территории будет еще долго.
Поэтому если вы хотите будущего для своих детей, решайтесь, переезжайте и поступайте в переселенные вузы, которые находятся на подконтрольной Украине территории, в Киеве, Львове, Одессе. В Украине достаточно качественное образование, которое даст вам будущее. Это самое главное.
Олексій Рябчин, народний депутат від «Батьківщини», Радіо Свобода, 28.04.2016.