Олександр Трохимець: Чи потрібен Україні «партнер» газотранспортної системи

Украине следует занять более жесткую позицию в газовых взаимоотношениях на европейском континенте.

А любые действия украинских чиновников и политиков, нацеленные на лишение нашего государства уникального экономического актива – Единой газотранспортной системы – должны быть расценены, как государственная измена.

Все активнее и громче звучат мысли, что Украине нужно как можно быстрее привлекать иностранного партнера к управлению Единой газотранспортной системой (ГТС).

Причин тому называют несколько:

-невозможность договориться с «Газпромом» о транзите российского газа через территорию Украины;

-выполнение международных обязательств, которые Украина взяла на себя перед ЕС;

-неудовлетворительное техническое состояние украинской ГТС и, соответственно, необходимость инвестировать в ее модернизацию;

-необходимость препятствовать строительству из РФ в Европу в обход Украины таких газопроводов, как «Северный поток – 2».

Действительно, все указанные проблемы существуют, за исключением, разве что, неудовлетворительного состояния украинской ГТС. Но нужно ли для их решения отдавать долю в размере 49% иностранной компании?

О невозможности договориться с «Газпромом»

Еще месяц тому на всю страну звучали фанфары великой победы украинского «Нафтогаза» над российским «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже. Международный арбитраж признал обязательства российского газового монополиста оплачивать за транзит не менее 110 млрд. кубометров газа в год, вне зависимости от того, был прокачан такой объем или нет.

Эти обязательства «Газпром» взял на себя еще в 2009 году, подписав контракт, который с украинской стороны курировала премьер-министр Юлия Тимошенко. Срок действия этого контракта заканчивается в 2019 году, то есть, менее, чем через год.

Заигравшись в войнушки с «Газпромом», команда молодых «реформаторов» в «Нафтогазе» во главе с Андреем Коболевым и Юрием Витренко забыли о своей главной функции – обеспечить стабильную работу газовой инфраструктуры Украины. Вместо этого они активно занимались политикой, то оправдывая повышение цены на газ внутренней добычи в три раза, то разъезжая по заграничным командировкам и проводя там переговоры о сдаче украинской ГТС.

Результат такого безалаберного управления – Украина впервые за многолетнюю историю может оказаться без долгосрочного контракта на транзит российского газа. При отсутствии долгосрочного контракта, соответственно, невозможно будет рассчитать экономику эксплуатации ГТС, что приведет к еще большим убыткам.

Для выхода из глухого экономического угла, в который сами же себя и загнали, украинские чиновники, провластные и псевдоопозиционные депутаты, а также упомянутые топ-менеджеры «Нафтогаза», предложили передать 49% акций новообразованного предприятия, которое будет управлять ГТС, некоему «иностранному партнеру».

Прибыль, которую сейчас приносит транзит российского газа через украинскую ГТС, составляет около 2 млрд долларов в год. Получается, украинские чиновники абсолютно осознанно протягивают решение, которое отдаст «иностранному партнеру», роль которого не совсем понятна, 1 млрд долларов в год.

И это те же самые чиновники, которые ради очередного транша МВФ в таком же размере, повышают цену на газ внутренней добычи для населения в три раза и готовы распродавать украинскую землю.

Украине следует в этом вопросе занять более жесткую позицию. Поскольку сегодня альтернативы транзита газа из России в Европу, кроме украинской ГТС нет, не нужно беспокоиться, что мы не можем договориться с «Газпромом».

Есть продавец товара (газа) «Газпром». Есть покупатель или покупатели товара – любой оператор из стран ЕС. Соответственно, с Украиной о транзите может договориться любая из этих сторон.

И не надо никому отдавать контроль над активом стоимостью 300 млрд евро, который равен четырехлетнему ВВП Украины.

О международных обязательствах Украины

Основными международными нормативно-правовыми актами в сфере газовых отношений, которые Украина ратифицировала и которые, соответственно, являются обязательными к выполнению, являются:

– Соглашение об Ассоциации Украины с Евросоюзом;

– Договор об Энергетическом сообществе.

Рекомендательными являются Директивы ЕС, среди которых Директива Европарламента и Рады 2009/73/ЄС от 13 июля 2009 года о совместных правилах внутреннего рынка природного газа.

Еще 14 августа 2014 года через Верховную Раду был проведен Закон №1645-VII, которым был снят запрет на передачу в аренду, концессию и другие виды пользования украинской ГТС, как имущественного комплекса. А уже 9 апреля 2015 года был принят Закон №329-VIII «О рынке природного газа», в котором положениями 21 статьи создана возможность передачи 49% украинской ГТС иностранной структуре.

Внимательно прочитав тексты международных нормативно-правовых актов, ни в одном из них не находим обязательств Украины по передаче кому бы то ни было –  то ли в собственность, то ли в управление – достояния украинского народа, которым, безусловно, является Единая газотранспортная система Украины.

Неудовлетворительное техническое состояние ГТС и необходимость инвестиций в ее модернизацию

Украинская ГТС является уникальным технологическим комплексом, аналогов которому в мире нет. Она состоит из 37 тыс. км газопроводов, 72 газоперекачивающих станций, 13 подземных газохранилищ общей емкостью 31 млрд кубометров.

Сегодня ни Кабинет министров, ни Министерство энергетики и угольной промышленности, ни сам «Нафтогаз» не смогли объяснить: какие именно технические показатели свидетельствуют о ее неудовлетворительном состоянии, какой объем инвестиций и на какие именно программы необходимо их привлекать?

К тому же, очевидно, что доходов от транзита достаточно для поддержания ГТС в надлежащем состоянии.

Более того, вице-премьер Владимир Кистион на круглом столе, который состоялся 21 марта 2018 года в Верховной Раде, признал, что ни одна из компаний, которые рассматриваются в качестве потенциальных партнеров ГТС, не выразила готовности инвестировать в газовую инфраструктуру Украины, а также не дала гарантий загрузки транзитных возможностей ГТС хотя бы на уровне минимальной экономической эффективности (60 млрд кубометров в год).

Соответственно, и этот аргумент, мягко говоря, является надуманным.

Привлечение партнера ГТС сделает невозможным строительство газопроводов в обход Украины

Планы строительства «Северного потока – 1» и «Северного потока – 2» в России появились с первых лет правления Владимира Путина – в 2001 году. Еще тогда, когда про войну между Украиной и Россией никто не мог даже подумать.

Для России диверсификация газотранспортных путей была, есть и будет геополитической целью. Для Европы, с экономической точки зрения, тоже было бы выгоднее иметь несколько путей поставок природного газа.

Но, из-за агрессивного поведения РФ на международной арене, Европа вынуждена вообще пересмотреть свои энергетические программы – с целью уменьшения зависимости от российского газа, вплоть до полного отказа от него.

Поэтому утверждение, что передача 49% украинской ГТС удержит от строительства «Северного потока – 2», деликатно выражаясь, является наивным.

Европейцы прагматичны. И они не будут жертвовать своей экономикой ради помощи Украине. А вот получить лишний миллиард долларов от транзита российского газа в качестве партнера ГТС – очень даже возможно.

Более того, никто не застрахован от того, что завтра конечным собственником “европейского партнера» ГТС не окажется сам «Газпром».

Что же делать Украине?

В сложной ситуации, в которую нас завели именно отечественные управленцы, Украине необходимо сделать следующие шаги:

-Пресечь любые посягательства на украинскую ГТС со стороны любых «иностранных партнеров». Именно с этой целью в Верховную Раду был внесен законопроект №8107 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по защите национальных интересов в управлении и собственности Единой газотранспортной системы Украины».

-Немедленно провести переговоры с европейскими газовыми операторами с целью подписания долгосрочных контрактов на транзит российского газа через украинскую ГТС.

-Разработать экономическую модель функционирования украинской ГТС с целью разработки мероприятий по снижению тарифов на транзит, чтобы, в случае строительства обходных газопроводов, украинская ГТС оставалась конкурентоспособной.Олександр Трохимець, офіційний представник Юлії Тимошенко у «тарифних» судових процесах проти уряду та НКРЕКП, «КиевВласть», 6 квітня 2018р.

Олександр Трохимець, офіційний представник Юлії Тимошенко у «тарифних» судових процесах проти уряду та НКРЕКП, «КиевВласть», 6 квітня 2018р.

Календар новин

Останні новини

Фото дня

Відео дня

Пряма мова