Следствие наверняка разберётся, кто виноват во взрывах на территории военного арсенала вблизи Калиновки, и каков реальный ущерб экономике и обороноспособности страны. Вот только мы, её граждане, наверняка не услышим честных ответов на эти вопросы.
За три с половиной года войны диагноз украинской власти, полностью контролируемой лично Порошенко, поставлен чётко. Это полное отсутствие стратегии обороны страны, какого бы то ни было плана деоккупации и реинтеграции оккупированных территорий и восстановления мирной жизни, отягощённое абсолютным попранием Конституции и законов, развязной коррупцией и патологическим желанием наживаться на всем, включая войну и оккупированные территории.
Этот диагноз многократно подтверждён тысячами ничем не неоправданных человеческих жертв, ежедневными экономическими и политическими потерями страны, полным провалом власти на дипломатическом, юридическом и информационном направлениях борьбы за независимость Украины. Он подтверждён предательским контрактом на поставку электроэнергии в «Крымский федеральный округ», схемой «Роттердам+» и кровавыми барышами на торговле через линию фронта.
Явные признаки симптомов болезни проявились летом 2014-го, когда начальник Генерального штаба Муженко и министр обороны Гелетей каждый день наперегонки бегали к президенту и, щелкая каблуками, докладывали о том, что на очередном сельсовете водружён украинский флаг. На некоторых по нескольку раз.
А в это время наш противник шаг за шагом реализовывал стратегию лишения Украины источников энергии. Так линия фронта отсекла 70% наших шахт, добывающих энергетический уголь.
Потом было массированное российское вторжение, Иловайский, Дебальцевский и Минский котлы. И каждый раз глава государства и сформированная им военно-политическая «команда» оказывались неспособны адекватно оценить обстановку и своевременно принять необходимые для страны решения.
Ресурс времени Президента Украины, являющегося Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами воюющей страны, тратился на монополизацию власти и экономики, укрепление собственного бизнеса и захват чужого.
Чтобы подорвать обороноспособность Украины, врагу не обязательно убивать тысячи наших солдат, готовых постоять за себя и свою страну. Можно уничтожить нашу военную технику, но это сложно и дорого. Самый же простой способ – точечными операциями лишить нашу армию стратегического запаса боеприпасов. Тогда вся наша военная техника будет востребована разве что на парадах, в музеях и пунктах приёма металлолома.
Отсутствие стратегии сказалось во всем: военных действиях, дипломатии, экономике. За три с половиной года войны так и не налажено производство снарядов, ракет для систем залпового огня и многого другого, что необходимо для обороны страны. Зато наши вооружённые силы приросли речными бронекатерами, долго числящимися в неликвидах на личном предприятии Порошенко.
Конечно, можно назначить стрелочника, виновного во взрывах, но тогда череда их точно не прекратится.
Можно сказать, что мы купим необходимые боеприпасы. Вот только мало кто готов их нам продавать.
Да и где народ, уже «выжатый» монополиями Ахметова, Фирташа, Григоришина и подобных им бизнес-партнёров нашего Президента, возьмёт деньги?
Граждане Украины отдают стране последнее военным налогом, искренней волонтёрской помощью и даже налогом на пенсии!
Чтобы рельефно прочувствовать, от какой ответственности пытаются уйти начальник Генштаба Муженко и покрывающий его Президент, приведу лишь некоторые цифры.
В нашей стране около 10 миллионов пенсионеров, или 80% от их общего числа, получают минимальную пенсию в 1312 гривен.
Сегодня один снаряд калибра 125 мм для танковой пушки продаётся за 1,5 тысячи долларов США, что равняется пенсии одного человека за 30 месяцев.
Средняя стоимость одной ракеты калибра 122 мм для системы залпового огня «Град» – 2,2 тысячи долларов или равна пенсии за 44 месяца. Для одного залпа необходимо 40 таких ракет.
Цена одной ракеты для РСЗО «Ураган», в зависимости от модификации, колеблется от 8 до 12 тысяч долларов или равна пенсии за 13 – 20 лет. Для одного залпа необходимо 16 таких ракет.
И напоследок, стоимость одного залпа РСЗО «Смерч», для которого необходимо 12 ракет, цена каждой из которых составляет 30 тысяч, обходится в 360 тысяч долларов США или равна годовой пенсии 600 наших граждан.
Всего, по разным оценкам, в Калиновке было уничтожено от 30 до 40 тысяч тонн снарядов и ракет.
Каждый украинец может соотнести эти цифры и нанесённый стране урон со своей зарплатой, стипендией, доходами своего с трудом выживающего бизнеса.
Я не верю в череду случайностей, когда в особый период, требующий повышенной бдительности, подряд взрываются арсеналы. Враг нащупал слабое место и целенаправленно разрушает нашу способность защищать свою землю. Таким слабым местом оказались не столько отсутствие высокого забора или новейшей сигнализации, сколько отсутствие у формального лидера страны желания и воли её защищать.
Многие из тех, кто лично знаком с Порошенко, знают об одной из его психологических особенностей: при любой попытке предложить ознакомиться с важными материалами, которые он гарантированно не мог ранее держать в руках, последует реплика «Я это знаю!».
Психологам виднее, в каких темных глубинах кроются причины такой реакции, но меня с первых дней его пребывания у власти волновал вопрос: «А читал ли Президент Украины Конституцию нашего государства, и знаком ли Верховный Главнокомандующий с Законом «Об обороне Украины» и Положениями о Министерстве обороны и Генеральном Штабе наших Вооружённых Сил?» К большому сожалению, уверен, что нет!
Иначе Президент увидел бы, что именно Генеральный штаб «осуществляет контроль за состоянием боевой и мобилизационной готовности, боеспособности… воинских частей, учреждений и организаций Вооружённых Сил…», а также «организует защиту от террористических посягательств объектов Вооружённых Сил, вооружения, военной техники, материально-технических средств, которые находятся в воинских частях или хранятся в определённых местах…», и не поручал бы Министру обороны на заседании т.н. военного кабинета усилить охрану арсеналов.
Если бы президент воюющей страны хотя бы взял в руки Положение, определяющее задачи, полномочия и зону ответственности Генерального Штаба, под которым стоит подпись Януковича, то увидел бы, что оно явно не соответствует ни военному времени, ни задекларированному стремлению страны в НАТО.
Ситуация с Положением о Минобороны вообще является прямым подтверждением невыполнения Президентом Украины своих конституционных обязанностей. В соответствии с действующим Положением, утверждённым в 2011 году Януковичем, Минобороны, наряду с основными задачами, по прежнему отвечает за «формирование государственной политики в сферах гражданской защиты, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций…, ликвидации чрезвычайных ситуаций, … тушения пожаров, …, деятельности аварийно-спасательных служб, профилактики травматизма непроизводственного характера, …», и в его ведении находится Государственная служба по чрезвычайным ситуациям, которая ещё в 2014 году фактически была переподчинена МВД.
В Положении же об МВД, утверждённом Кабинетом министров 28 октября 2015 года, дословно дублируются те же самые полномочия.
Все это вызывает совершенно не праздный вопрос: а кто же будет отвечать за то, что каждый день в пожарах, ДТП и других чрезвычайных ситуациях гибнет более 50 украинских граждан? Видимо, как в случае со взрывами в Калиновке, никто.
Уверен, что Президент-олигарх Порошенко уставы своих офшоров, от которых зависит безопасность его бизнеса, наверняка читал. До Конституции же, Закона «Об обороне Украине» и Положений о Минобороне и Генштабе, от которых зависит безопасность страны и каждого её гражданина, руки у него просто не дошли.
Андрій Сенченко, член Політради партії «Батьківщинина», лідер громадського руху «Сила права», Facebook, 1 жовтня 2017 р.