Деоккупацию и реинтеграцию временно оккупированных территорий Украины необходимо рассматривать не как отдельные последовательные этапы, а как параллельные взаимосвязанные процессы.
Важным фактором, способствующим деоккупации, является преодоление психологического барьера, связанного с перспективой воссоединения страны, вот уже четыре года искусственно разделённой линией фронта.
Над созданием такого барьера у жителей оккупированных территорий, все это время пребывающих в иной реальности, последовательно работают российская пропаганда, спецслужбы и разного рода предатели. Достаточно в качестве примера привести детей, которым на момент начала российской агрессии было 14 лет. Сегодня они уже достигли избирательного и призывного возраста, но их сознание все эти годы формировалось в условиях среды, агрессивной по отношению к Украине.
Частью этой проблемы также являются различные фобии, связанные с возможными «массовыми репрессиями» и «повальными уголовными преследованиями» со стороны украинской власти.
Такого же рода, пусть и менее выраженные, психологические проблемы свойственны многим жителям свободной части нашей территории. Они во многом связаны с непрекращающимися попытками навязать стране минский сценарий, предусматривающий практически полную амнистию лиц, действовавших в интересах государства-агрессора и против своей страны.
Реализация такого сценария может привести к тому, что в глазах украинского общества уравняются и станут врагами все жители оккупированных территорий – и пособники агрессора, и жертвы оккупации. Такому развитию событий также способствуют радикально настроенные граждане и политические организации, активно распространяющие идеи о том, что все жители оккупированных территорий – предатели. Часть такого рода «радикалов» небескорыстно действует в интересах агрессора.
Подтверждением этих выводов является многократно проверенное в мировой практике правило: чем дольше длится международный вооружённый конфликт, тем больше он приобретает признаки внутреннего.
Для того чтобы не позволить государству-агрессору на долгие годы разделить стеной недоверия и ненависти свободную и оккупированные территории Украины, необходимо уже сегодня принять законы, которые создадут чёткое понимание того, как будет проходить процесс воссоединения страны.
Один из необходимых для этого законов – Закон «О прощении».
Цели предлагаемого законопроекта:
- чётко отделить граждан, ставших жертвой российской вооружённой агрессии и оккупации, от пособников агрессора;
- установить особую систему наказания за противоправные действия в интересах государства-агрессора в ущерб интересам Украины;
- определить критерии и порядок применения процедуры прощения для граждан, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, раскаявшихся и попросивших прощения у украинского народа и государства.
Рассматривая предлагаемый проект Закона Украины «О прощении», необходимо учитывать, что ни в одной стране мира, прошедшей через вооружённый конфликт, процедуры поствоенного урегулирования не вписывались в действующее законодательство. В каждом таком случае принимались специальные законы, которые писались «с чистого листа».
И ещё об одном. Формула эффективного поствоенного урегулирования не может быть навязана извне либо продиктована обществу чиновниками и политиками. Она может быть найдена лишь в процессе открытой дискуссии, в результате которой украинское общество определит, кого наказывать, а кого прощать.
Текст проекта Закона http://bit.ly/2I93ICz
Таблица изменений в Уголовный кодекс Украины http://bit.ly/2H9RUyS
Таблица изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украиныhttp://bit.ly/2oW5Vsj
Пример ст.11 ч.1, ст.10 ч.3, ст.9 ч.2 проекта Закона Украины «О прощении» http://bit.ly/2I88yQK
Андрій Сенченко, член політради партії «Батьківщина», лідер Всеукраїнського руху «Сила права», Facebook, 7 березня 2018р