Все, кто не забыл и не смирился с оккупацией Крыма и Донбасса, энергетически подпитывают тему освобождения нашей земли. Вот только не у каждого есть полномочия, умножающие его личные усилия.
Такими полномочиями народ наделил власть – президента, министров, депутатов. Именно от них вот уже четвертый год все мы ждем внятных ответов на очевидные вопросы о том, как будем возвращать территории и как собираемся налаживать совместную жизнь людей, которых война раскидала по разные стороны линии фронта.
Отсутствие таких ответов – а пустая болтовня на телеэфирах в зачет не идет – говорит о том, что для всей этой политической тусовки актуальны совсем другие вопросы: деньги и удержание власти ради еще больших денег и ухода от ответственности.
По сути, если у дверей Верховной Рады, Кабмина и Администрации Порошенко заменить антуражных УДОшников в камуфляже и с автоматами на груди на довоенных (в парадной форме), то о войне в коридорах власти мало что будет напоминать. Вот так и вся страна затянувшегося на годы АТО начинает выглядеть какой-то ненастоящей и на глазах терять поддержку.
Конец уходящего декабря в Организации Объединенных Наций ознаменовался принятием уже третьей по счету резолюции Генеральной ассамблеи, посвященной Крыму. Как водится, украинский МИД заявил об огромном успехе нашей дипломатии, даже не упомянув о Меджлисе крымских татар, без которого мир давно уже забыл бы об оккупированном полуострове.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин назвал принятую резолюцию самой сильной, отметив, что давление на Россию по вопросу оккупации Крыма растет. Действительно, для нашей страны очень важен как сам факт принятия новой резолюции по Крыму, так и включение в нее пунктов, фиксирующих нарушения Россией норм международного права и дающих нам дополнительные возможности для дальнейших действий на дипломатическом и юридическом фронтах. Но по-прежнему есть сомнения, что украинская власть захочет и сумеет конвертировать энергию этой резолюции во что-то практически полезное для страны.
Голосование в зале Генеральной ассамблеи ООН – это своеобразное ВНО для президента страны, по Конституции отвечающего за внешнюю политику, и для нашей дипломатии по всему миру. Тот факт, что нам не удалось получить голоса всех, кто поддержал нас три года назад, когда за проголосовали 100 стран (а не 70, как сейчас), лишний раз подчеркивает, что на дипломатическом фронте положительных перемен не произошло, скорее наоборот. За три года число стран – противников нашей позиции увеличилось с 11-ти до 26-ти. Особенно тревожно, что не удалось вернуть поддержку Китая, Индии, Южной Кореи, Сингапура и Азербайджана. В разряд воздержавшихся перешли Саудовская Аравия и Мексика, ранее нас поддерживавшие. И это не случайность. Так наступает расплата за лживое АТО, разгульную коррупцию и торговлю с оккупированными территориями, кадровые просчеты и хронический некомплект «бойцов» на дипломатическом фронте. Все это – прямые «заслуги» главы государства.
Все время правления Порошенко остаются вакантными должности более чем двадцати послов Украины – страны, в которой идет война. А значит, в этих государствах никто не занимается формированием адекватного представления о том, что Россия творит на нашей земле. В разгар кровопролитных боев на Донбассе 11 месяцев (до конца лета 2015-го) Порошенко не назначал посла Украины в Великобритании, являющейся страной-гарантом по Будапештскому меморандуму. Эффективность работы многих других посольств, не чувствующих стратегию государства и понимающих, что президент низвел МИД до роли рассыльных, также очень низка. Практически не используется огромный потенциал украинской диаспоры по всему миру. Многие послы Украины в личном общении говорят, что МИД практически не обеспечивает их материалами, позволяющими эффективно доказывать факт российской агрессии и оккупации Донбасса.
При этом решения украинских судов, вынесенные по заявлениям граждан, пострадавших от российской агрессии и оккупации, неоднократно передаваемые министру Климкину правозащитным движение «Сила права», дальше его стола не идут. Установленные такими судебными решениями факты, имеющие юридическое значение, украинский МИД упорно игнорирует. Ситуация доведена до абсурда – «Сила права» вынуждена, минуя министерство, информировать посольства Украины по всему миру и зарубежные посольства, находящиеся в Киеве, о доказательствах российской агрессии и оккупации, преступлениях российской военщины и нарушениях прав человека на оккупированных территориях.
Отсутствие государственной стратегии деоккупации и реинтеграции Крыма и Донбасса дезориентирует всех. Украинское общество считает, что задача государства – как можно быстрее освободить наши территории и наладить там мирную жизнь людей, а до тех пор попытаться с помощью мирового сообщества защитить от репрессий и нарушений международного гуманитарного права наших граждан, оказавшихся в оккупации. Президент же Украины своими действиями и заявлениями, а также сомнительными бизнесовыми и политическими связями с государством-агрессором демонстрирует миру совершенно иную логику: замораживание конфликта и развитие торговли с оккупированными территориями.
Ожидать, что кто-то за нас будет четко формулировать и последовательно отстаивать украинский национальный интерес, просто абсурдно. Значит, в нашем королевстве надо что-то менять. Пока не поздно.
Еще раз перечитываю резолюцию высшего органа Организации Объединенных Наций нашей планеты и понимаю, что даже если бы Россия согласилась со всеми пунктами этого документа, то ни восстановления мира, ни возврата Крыма не произошло бы. Без параллельных усилий в формате, предусматривающем не «выражение крайней озабоченности», а реализацию данных нашей стране гарантий и жесткие меры по принуждению агрессора к миру, не обойтись.
И в который раз отчетливо осознаю, что до тех пор, пока Украину не возглавит президент, способный в открытом диалоге с обществом сформулировать суть национальных интересов нашей страны и, опираясь на доверие и поддержку 40 миллионов украинцев, донести это всему миру, никакие гарантии и резолюции работать не будут.
Андрей Сенченко, член Політради партії «Батьківщина», лідер громадського руху «Сила права»,«Вечерние Вести», 27 грудня 2017р.