Андрій Сенченко: Миротворці на Донбасі: варіанти та наслідки

Одно только эмбарго на покупку российской нефти способно вернуть РФ в Будапештский клуб гарантов.

На днях специальный представитель Госдепартамента США по делам Украины Курт Волкер заявил, что Штаты поддерживают размещение миротворческой миссии на Донбассе, но без согласия России воплотить этот замысел будет невозможно. «Идея миротворцев в том, что они нужны для безопасности в регионе и для выполнения критических пунктов Минских соглашений», – добавил он.

Но что считать критическими пунктами Минских соглашений? Сможет ли Совбез ООН выпутаться из противоречий с Россией? Каковы мотивы Порошенко во всей этой истории, и что принесут миротворцы нашей стране?

В вопросе миротворцев, как, впрочем, и во всем процессе мирного урегулирования в Украине, все без исключения «высокие стороны» немного не договаривают в надежде, что украинские граждане немного недопонимают. Для нас же, всех вместе, это недопонимание может стоить утраты перспективы восстановления мира и построения достойной жизни в единой стране.

Если убрать словесную шелуху, то схематично картина мира выглядит следующим образом.

Цели Российской Федерации неизменны: вернуть Украину в сложноподчинённое положение и посредством реинтеграции ОРДЛО по кремлёвскому сценарию кардинально изменить в свою пользу не только баланс сил внутри страны, но и её внешнеполитические устремления. Инструментом достижения именно этих целей служат Минские соглашения. Миротворцы в этом сценарии необходимы только для подкрепления тезиса о внутреннем конфликте и для легитимизации выборов на оккупированных территориях.

Абсурдная идея «миротворческой миссии ООН по охране миссии ОБСЕ» вброшена для затравки. Дальше начнутся циничные торги с целью достижения «компромисса ради мира». Конечным результатом таких торгов может стать миротворческая миссия на всей территории ОРДЛО, введённая на условиях реализации порочной минской формулы «особый статус-амнистия-немедленные выборы» с одновременным снятием санкций с России. При этом в качестве фигового листка оставят символические санкции, введённые за аннексию Крыма. В случае реализации такого сценария вся Украина превращается в одну большую Малороссию.

Кристально циничные цели Петра Порошенко меньше всего противоречат кремлёвско-минским идеям. Программа максимум для Порошенко: скинуть на долгие годы проблему Донбасса на миссию ООН и при этом, спекулируя на теме восстановления мира и территориальной целостности страны, избираться на второй срок. Программа минимум: предвыборной весной 2019-го довести разговоры о введении миротворцев до апогея и на этом, в очередной раз обманув избирателей посулами скорого мира, избраться президентом.

Следующей по шкале «восток-запад» идёт Европа, позиция которой определяется ранее сделанными публичными ставками на минский процесс и большим желанием переложить ответственность за решение проблемы на ООН, с лёгкой поправкой на нарастающие в Европе антироссийские настроения.

Позиция США по вопросу миротворческой миссии также непредсказуема, как и вся современная внешняя политика нашего заокеанского партнёра. Уповать приходится только на понимание реальной ситуации и трезвость оценок самого Курта Волкера, а также на растущее за океаном осознание параноидальности амбиций путинской России и опасности, которую они несут.

И, наконец, Украина и украинцы. В чем наш национальный интерес? Точно не в том, чтобы Порошенко вновь стал Президентом Украины, а страна получила замороженный конфликт или вернулась в лапы Кремля!

Единственная приемлемая для нас миротворческая миссия ООН – пограничная, размещённая на донбасском участке государственной границы Украины с Россией на время переходного периода, необходимого для восстановления мирной жизни людей. Однако для такой миссии, охраняющей 415 километров границы, необходимо до 5 тысяч человек, а это огромные затраты даже в масштабах ООН. Но главное, что такой вариант по своему эффекту слегка похож на приём Украины в НАТО.

Другими словами, Россия, как постоянный член Совбеза ООН, никогда не одобрит мандат миротворцев, приемлемый для Украины и соответствующий её национальным интересам, а Украина просто не имеет права в угоду России отказаться от суверенитета над своими территориями и от будущего, ради которого гибли её граждане.

Выход из этого тупика находится в Будапеште. В клубе стран, гарантировавших Украине и её народу незыблемость границ и безопасность, ни у кого нет права вето. А вот исконное право формировать за этим столом повестку дня принадлежит нашей стране, избавившейся по запросу всего цивилизованного мира от третьего по величине ядерного арсенала. И не важно, захочет ли Россия садиться за этот стол переговоров, – альтернативой консенсусу может быть только принуждение к миру.

Справка для прагматичного Запада. ВВП Российской Федерации на 27% формируется за счёт экспорта нефти, которую можно заменить добываемой странами ОПЕК или другими экспортёрами. Одно только эмбарго на покупку российской нефти способно вернуть Россию в Будапештский клуб гарантов. При этом компенсация на переоборудование нефтеперерабатывающих заводов под другие сорта нефти обойдётся дешевле миротворческой миссии ООН и потерь от многолетних недостаточно эффективных санкций.

Андрій Сенченко, член Політради партії «Батьківщина», лідер громадського руху «Сила права», «День», 11 грудня 2017 р.

Календар новин

Останні новини

Фото дня

Відео дня

Пряма мова