Андрій Сенченко, відомий громадський діяч, член Політради партії «Батьківщина» висловлює свій погляд на наслідики Brexit.
Про те, як британський референдум впливатиме на майбутнє Великобританії та Європи, які наслідки будуть для України, в статті політика для газети «День» (рос.)
Каждую пятницу Савик Шустер задает людям, приехавшим со всей страны, вопрос – с каким чувством они пришли в студию: надежды, страха или унижения.
Могу сказать, с каким чувством я вышел из студии в прошлую пятницу после обсуждения результатов британского референдума о членстве в ЕС. С чувством глубокой тревоги.
Разнообразные украинские политики, как расслабившиеся, невзирая на войну, на львовском джазовом фестивале, так и напрягавшиеся в студии в преддверии неотвратимо надвигающихся выборов, транслировали похожий набор примитивных мыслей: британский Brexit не повлияет на Украину, и, возможно, даже в результате выхода Великобритании в объединенной Европе возникнет ажиотажный спрос на тему входа Украины.
На самом деле все значительно сложнее и далеко не так оптимистично для нас.
Рынки во всем мире откликнулись резким падением.
В пятницу в Нью-Йорке торговый день на Уолл-стрит начался с резкого падения котировок. Индекс Dow Jones на открытии торгов потерял больше 2%. Индекс S&P 500 потерял сразу 48 пунктов, или 2,3%, что является самым резким падением с января этого года. Индекс высокотехнологичных компаний Nasdaq обвалился на 2,7%.
Реакцию рынков на Brexit уже сравнивают с финансовым кризисом 2008 года.
В начале дня обвалились европейские фондовые площадки. Немецкие фондовые рынки упали почти на 10%: индекс DAX 30 открылся снижением на 9,94%. Французский фондовый индекс CAC 40 обвалился на 9,63%. Британский фондовый рынок FTSE 100 после открытия упал на 7,4%.
Курс фунта стерлингов испытал крупнейший обвал за последние тридцать лет: его цена упала на 7,5% по отношению к доллару и на 5% по отношению к евро. Евро пошел вниз вслед за фунтом.
Конечно, это паника, и она пройдет, но тяжелые последствия будут сказываться долгие годы. На более чем 70% экономика Великобритании – это услуги, а не производство товаров.
Стержнем всего является финансовый сектор, который неизбежно пострадает. Лондон может утратить статус второго финансового центра мира.
По прогнозам в течение трех лет только в финансовом секторе в Лондоне исчезнет 100 тысяч рабочих мест со среднегодовой зарплатой в 100 тысяч фунтов стерлингов.
Одновременно начнутся сокращения в страховых, консалтинговых, юридических компаниях, упадет рынок аренды недвижимости, доходы бюджета и т.д.
Утратят право на работу и начнут возвращаться домой 1,3 миллиона британцев, проживающих в Европе.
В свою очередь 3 миллиона европейцев, работающих на территории Великобритании, оказавшись перед угрозой потери права на работу, начнут возвращаться домой в Польшу, Португалию, другие страны и начнут претендовать на рабочие места, занятые сегодня украинцами.
Для нашей страны, в которой свободная экономика представлена только «Рошеном» и другими бизнес-активами Порошенко, а все остальное задушено монополиями и коррупцией, поток денег, зарабатываемых украинцами за рубежом, не только кормит миллионы семей, но и хоть как-то поддерживает внутренний рынок и формирует доходы бюджета.
В результате Brexit Великобританию ждут не только экономические проблемы. Существенные противоречия обусловлены позицией Шотландии, готовой скорее выйти из состава Великобритании, чем из ЕС.
Не менее сложные процессы ждут британское общество, в связи с тем, что выбор будущего страны, вопреки желанию интеллектуальной элиты, среднего класса и молодежи, на три четверти проголосовавшей за Великобританию в единой Европе, определили люди с низким уровнем образования и доходов, а также пенсионеры.
Великобритания, как держава, имеющая все виды ядерного оружия, может столкнуться с существенными трудностями в его базировании и содержании.
Вторичный эффект британского референдума может не лучшим для нашей страны, да и всего мира, образом сказаться на результатах будущих выборов президента США.
Украине, которой Великобритания и США в Будапеште давали гарантии безопасности и неприкосновенности, состояние стран-гарантов не может быть безразлично.
Для восстановления мира и целостности страны нам неизбежно придется, с учетом окончательного банкротства порочного по своей сути «минского формата», настаивать на выполнении будапештских гарантий.
Не менее сложные последствия британского решения могут ожидать объединенную Европу.
Во многих странах маргинальные партии правого толка, зачастую получающие неофициальную финансовую поддержку путинской России, попытаются использовать ситуацию для инициирования подобных референдумов и полного развала ЕС.
Такое развитие событий может не только полностью отвлечь наших европейских партнеров от проблемы российской агрессии против Украины в пользу решения внутренних европейских проблем, существенно снизить возможность финансовой поддержки нашей страны, но и дезориентировать украинское общество, избравшее путь в единую Европу.
Для реалистичной оценки происходящего и последствий британского решения важно понять, что к Brexit привели не только островная психология британцев, ностальгия по былому величию, образовательный и материальный уровень поддержавших это решение.
Забюрократизированность и неэффективность общеевропейских механизмов также далеко не главная причина произошедшего.
Сегодня все человечество расплачивается тысячами и тысячами жертв военных конфликтов в Украине, Сирии, других странах и жизнями беженцев, тонущих в Средиземном море, за нежелание видеть очевидное: созданные после Второй мировой войны механизмы поддержания мира во многом разрушены либо не эффективны.
Особая ответственность в этих вопросах лежит на сильных мира сего – тех, кто, соглашаясь с ролью «великих», «локомотивов», «гарантов» брал на себя эту самую ответственность.
Во многих случаях локализации острейших конфликтов, влекущих за собой массовую гибель людей и перемещение по планете миллионов обездоленных, мешает двойная мораль тех самых «великих», способных, но не стремящихся невоенными методами поставить агрессивные режимы на место.
Великобритания, ЕС, США и, как следствие, весь мир расплачиваются за желание отгородиться от проблем и ограничиться выражением глубокой озабоченности.
Не выработав единого общеевропейского ответа на ключевые вызовы, многие стали задумываться над индивидуальными рецептами.
Очевидным выгодополучателем Brexit стал путинский режим, для которого дезинтеграция и ослабление ЕС и Великобритании и, как одно из следствий, новые проблемы Украины, являются частью целенаправленной политики.
Даже на фоне ощутимого для России нового падения цен на нефть полученные от Brexit политические дивиденды, помноженные на имперские амбиции, только разжигают аппетит агрессора и провоцируют как эскалацию конфликта с Украиной, так и дальнейшие усилия по развалу объединившейся Европы.
Следующая цель – развал НАТО.
Конечно мир, Европа и Британия в сложившейся ситуации найдут для себя выход.
Важно, чтобы мы, украинцы, все вместе нашли для себя вход в другой мир – без войны, нищеты и унижения. Для этого украинскому обществу и политикуму нужна трезвая оценка ситуации и мобилизация всех наших сил.
Похоже, что нынешняя инфантильная украинская политическая элита, стремящаяся в Европу со своим принципом «моя хата с краю, но весь мир вращается вокруг нее», нам в этом не помощник.