Ощущение неотвратимо приближающихся выборов заставило украинскую политическую «элиту» наперегонки озвучивать, как им кажется, привлекательные для избирателей идеи.
Интеллектуальная недостаточность большинства претендентов на право стать властью или остаться ею просто поражает. Опять в ходу однотипные рассказы о ликвидации депутатской неприкосновенности, борьбе с коррупцией и предстоящем справедливом дележе награбленного несколькими поколениями предшественников. Действующая же власть на тему будущего страны вообще не заморачивается – мысли, руки и челюсти заняты другим. Легенды о 144-х реформах не в счёт.
В то время как политики наперебой рассказывают о том, как справедливо поделить, стране нужны идеи, как научиться зарабатывать. Нужна конкурентоспособная бизнес-модель государства, позволяющая сделать Украину успешным проектом.
История человечества знает множество примеров возникновения государств, часть из которых, не выдержав конкуренции, оставили после себя лишь упоминания в учебниках.
По мере развития технологий формы конкурентной борьбы между государствами стали претерпевать существенные изменения. Кто-то по-прежнему ставит на силу, но большинство – всё же на технологическую конкуренцию, отводя армиям лишь функцию обеспечения безопасности. Пример технологически отсталой России как раз демонстрирует выбор агрессивных аутсайдеров – энергетический шантаж, военная агрессия и подрыв чужих успехов.
Народ Украины избрал для себя иной путь – в цивилизованный мир. Однако пока еще до конца не осознал, что в этом мире действуют жесткие законы конкуренции. Так или иначе, каждая страна, не готовая исчезнуть с карты мира, должна прийти к осознанию своих конкурентных преимуществ и основанной на них бизнес-модели.
Удивительно, но вопрос о конкурентных преимуществах нашей страны многих украинских политиков приводит в замешательство. После некоторых раздумий начинают называть чернозёмы, транзитное расположение, «Южмаш», самолетостроение, оборонку. К этому набору можно было бы добавить водные ресурсы, умеренный климат, остатки машино- и судостроения.
Однако есть одно существенное «но». И заключается оно в том, что в каждом из перечисленных преимуществ мы демонстрируем устойчивую деградацию. И даже доставшийся «от Бога» климат меняется не в лучшую сторону в связи с глобальным потеплением. Можно смело предположить, что наши ощущения относительно этих преимуществ существенно расходятся с прагматичной оценкой конкурентов – как агрессивных, так и мирно настроенных.
Уверен, что главным конкурентным преимуществом Украины является трудолюбие и интеллект нации. Это факт, признанный во всем мире, но не осознанный в нашей стране. Украинские программисты, моряки, ученые, специалисты разных отраслей промышленности и науки высоко котируются в мире; украинская диаспора в любой стране является символом трудолюбия и уважаемой частью общества. Именно поэтому успех украинскому государству сможет обеспечить только та политическая команда, которая осознает это преимущество и способна создать условия для самореализации каждого украинца в собственной стране.
Одной из ключевых наших бед, идущих рука об руку с коррупцией и невозможностью защиты своих прав в суде, является тотальная монополизация всех сфер жизни страны. В современной Украине монополизировано все – и экономика, и политика. В этом смысле мы практически не отличаемся от современной абсолютно монополизированной России. Разница лишь в том, что Путин, используя остатки ресурсов государства, пытается, правда, в извращенной форме, конкурировать на мировой арене, а Порошенко, сосредоточившись на борьбе за монопольный контроль над всей страной и её ресурсами, даже не пытается сделать Украину независимым игроком.
Формы проявления монопольных устремлений Петра Порошенко разные, но целью их реализации является абсолютизация личной власти и присвоение ресурсов страны, а методами – разрушение принципа независимости ветвей власти, манипуляция инструментами выборного процесса и присвоение несвойственных властных полномочий. Все это сопровождается тотальным попранием Конституции.
В череде украинских президентов Порошенко – не первый, страдающий такой манией, но единственный, кто пытается это сделать в условиях войны, цинично манипулируя ею с целью локализации протестных проявлений.
Монополизация политической сферы позволила ему превратить Антимонопольный комитет Украины и национальные регуляторы, призванные обеспечить государственную защиту конкуренции и баланс интересов гражданина, бизнеса и государства, в инструменты глобального передела собственности и монопольного контроля над государством и его ресурсами во всех сферах экономической деятельности.
Сегодня Украина – страна неплатежеспособных потребителей и неконкурентоспособных производителей, задавленных монопольно установленными тарифами, лишенных доступа к финансовым ресурсам и не защищенных от произвола властей. Все это практически перекрывает возможность любому украинскому гражданину реализовать себя в бизнесе.
Попытки применить свои знания и силы на пользу государства также обречены на неудачу – социальные лифты наглухо запечатаны. Примеры селфи-девочек на посту заместителя не важно какого министра не дают молодым людям ответа на вопрос, как надо учиться и работать, чтобы сделать карьеру на государственной службе.
Практика приглашения иностранцев на политические посты в Украине, вызывающая недоумение в мире и чувство унижения внутри страны, обусловлена тем же – монопольными устремлениями президента. Для него лучше наделить гражданством и полномочиями иностранца, от которого можно легко избавиться, чем делиться властью внутри страны.
Перспективы работы в бюджетной сфере также весьма призрачны. Государственная политика в сфере оплаты труда привела к уравниловке и полной демотивации квалифицированных специалистов.
Следствием всех этих усилий явились глубокая социальная апатия и с каждым днем растущий поток покидающих свою страну.
Украина стремительно теряет свое главное конкурентное преимущество.
Андрій Сенченко, член Політради ВО «Батьківщина», лідер Всеукраїнського правозахисного руху «Сила права», «Обозреватель», 18 вересня 2017р.