Мир меняется, и, судя по всему, наряду с ускорением как физической величиной, отражающей изменение скорости, пора вводить понятие, отражающее скорость изменений в общественном сознании.
Неожиданные для многих результаты американских выборов, Brexit, аномально высокие рейтинги крайне правых партий во многих европейских странах подталкивают к выводу о том, что в разных уголках планеты политические элиты безнадежно отстают от изменений, происходящих не только в окружающем их обществе, но и в мире в целом.
Они продолжают обвинять оппонентов в популизме как тактике раздачи необоснованных обещаний, не осознавая, что в мире все более востребована политика, основанная на понимании того, что источником власти является народ, а не сговор элит.
Три года прошло с той скорбной даты, когда российская ракета, специально заготовленная для кровавой провокации – то ли для российского гражданского борта, то ли для нашего санитарного транспортника – погубила 298 человеческих жизней. Три года семьи пассажиров сбитого «Боинга» требуют наказания виновных. Три года мировая элита, встречаясь с Путиным, жмет ему руку, не боясь замараться в крови, и фотографируется на память с виновником гибели и страданий десятков тысяч людей.
Отношения внутри мирового истеблишмента все больше напоминают изречение классика юмористического жанра: «Ты меня уважаешь? И я тебя уважаю! Значит, мы уважаемые люди!» Вот только реакция миллионов людей во всем мире доказывает, что это не так.
Агрессивная политика путинской России, не вызвавшая адекватной реакции Запада, привела к разрушению механизмов международных гарантий, которые обеспечивают нераспространение ядерного оружия.
Сегодняшняя Россия стала страной, официально установившей приоритет национального законодательства перед международным правом, чем, по сути, создала механизм отказа от любых своих обязательств перед другими странами и всем миром.
Чем дальше мировой клуб «уважаемых людей» пятится под давлением Путина, тем больше разгорается его аппетит.
Путин хорошо понимает правила этого клуба, во многом основанные на двойной морали. Они позволяют владеть офшорами, торговать с кровавыми диктаторами, заниматься с ними и на их территориях бизнесом, как это происходит с Порошенко, привлекать инвестиции зарубежных коррупционеров-членов клуба и их доверенных лиц, как это было с окружением Януковича и остается с окружением Путина.
Он понимает, что у него всегда найдутся адвокаты. Так, недавно министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль заявил, что, несмотря на российскую агрессию против Украины, Запад все равно может дать новый старт отношениям с Кремлем. Переведем с «клубного» языка на человеческий. Несмотря на сбитый «Боинг», тысячи убитых и раненных, десятки тысяч обездоленных в Украине и Сирии, они готовы отменять и без того символические санкции, торговать и пожимать друг другу руки.
До тех пор, пока для политических элит всего мира мемориальное поле подсолнухов и роща из 298 деревьев в память о каждом из пассажиров сбитого «Боинга» будет местом для имиджевых фото, а не местом покаяния за невыполненные обещания и непринятые решения, мы все будем жить в тревожном мире сбитых «Боингов».
Андрій Сенченко, член Політради ВО «Батьківщина», лідер Всеукраїнського правозахисного руху «Сила права», Вечірні вісті, 24 липня 2017р.