Член політради партії «Батьківщина», голова Всеукраїнського громадського руху «Сила права» Андрій Сенченко переконаний: завдання України — змусити РФ платити, зокрема, шляхом арешту її активів. (рос)
После дерзкого вторжения РФ на территорию Украины и захвата украинских земель наша страна и ее граждане два года подряд несут убытки. Убытки, которые мало кто берется учитывать. Однако вопрос признания этого ущерба — от материального до морального — крайне неотложный. И в XX, и в XXI веках мы знаем яркие примеры того, как агрессору довелось поплатиться за свои захватнические преступные намерения. Ответить за свои действия через суды должна и РФ.
Андрей Сенченко и его общественная организация «Сила права» занимаются защитой прав украинских граждан, пострадавших в результате российской агрессии. Материалы соответствующих заявлений от пострадавших и решения судов регулярно обнародуются на сайте «Силы права».
Сейчас важны не политические документы, а юридически установленный факт
— Андрей Виленович, вы занимаетесь вопросом юридического доказательства в судах права на компенсацию украинским гражданам страной-агрессором их потерь. Насколько реален и эффективен путь борьбы с РФ в судах?
— На первом этапе — это признание через наши суды Россию страной-агрессором. На сегодня у нас есть только заявление Верховной Рады Украины, являющееся лишь политическим заявлением. Важно, чтобы суд рассмотрел и изучил доказательства, показания свидетелей и установил факты. Работа идет по разным направлениям. Например, наше общественное движение непосредственно занимается судами в интересах пострадавших граждан. Имеем дело со следующими категориями: вынужденными переселенцами, семьями погибших военных и гражданских, раненными, покалеченными, военными, пребывавшими в плену, гражданскими лицами, находившимися в незаконном заключении, и гражданами, потерявшими личное имущество. Вся эта работа проводится нами для граждан бесплатно. Работа построена следующим образом. У нас есть команда очень квалифицированных юристов в Киеве, которые готовят пилотные заявления в суд. Дальше мы полностью сопровождаем для каждой категории пострадавших и для каждого вида ущерба эти заявления в суде на всех этапах для получения соответствующих решений. После этого мы массово помогаем гражданам подготовить такие же заявления через наши юридические офисы, которые есть уже в половине областных центров. На нашем сайте есть интерактивная карта, на которой эти офисы отмечены. Дальше все это тиражируется по проторенному пути.
— Кроме вас, кто еще занимается правовой защитой пострадавших в результате действий РФ?
— Параллельно с нами вопросом иска к агрессору занимается Станислав Батрин, который судится в Шевченковском суде, где он подал заявление, и наши материалы приобщены к делу, которое он ведет. Он занимается не просто интересами конкретного гражданина, а доказательством самого факта признания РФ страной-агрессором. Странной является позиция украинских органов власти. В наших процессах мы привлекаем РФ, но на данном этапе еще нет ответчика, а есть так называемые заинтересованные лица. Таким образом, в качестве заинтересованного лица мы привлекаем РФ, и в Шевченковском суде Батрин делает то же самое. Но вместе с РФ Батрин привлекает к делу в качестве заинтересованных лиц Президента Украины в лице его Администрации, СБУ, АТЦ при СБУ, ГПУ, Минобороны, Минюст и МИД. На прошлой неделе была абсолютно дикая ситуация в суде, когда все представители органов власти в один голос говорили о том, что не нужно устанавливать юридический факт российской агрессии. Когда судья спросила, почему у них такая точка зрения, то одни, а именно представители Администрации Президента, говорили, что это общеизвестно, хотя кому-то это известно, а кто-то трактует эти вещи иначе. Другие говорили, что этот вопрос уже урегулирован на законодательном уровне и апеллировали к постановлению Верховной Рады об утверждении текста заявления Верховной Рады. Но заявление Верховной Рады — это политический документ. И здесь возникает вопрос о том, что нам сейчас важны не политические документы, а юридически установленный факт. Разница здесь понятна. Пока что представители органов власти дружно оказывают сопротивление.
— Возможно, власти не заинтересованы по каким-то причинам в признании РФ агрессором на юридическом уровне?
— Интересно узнать, откуда представители власти получают месседжи, которые приводят к их синхронному сопротивлению. Считаю, что на сегодня Банковая боится таких судов и боится, возможно, не столько юридического установления факта агрессии РФ, сколько того, что в этих судах могут освещать весьма неудобные для власти вещи, которые суд будет вынужден обсуждать. Например, Шевченковский суд приобщил к материалам судебного дела полный комплект материалов следственной комиссии ВРУ по расследованию Иловайской трагедии. И эти материалы будут изучаться в суде. Я, давая свидетельские показания, коснулся одного из эпизодов, посвященного как раз Иловайский трагедии. И это, подчеркну, лишь один из эпизодов.
Некоторые граждане считают, что государство на них махнуло рукой
— В РФ есть практика: когда украинские граждане выезжают с оккупированной территории в РФ, то им предлагают оформить уже готовый формуляр с жалобой на Украину.
— Я знаю об этой практике. Россия стимулирует подачу заявлений украинских граждан против Украины в Европейский суд по правам человека. Для страны-оккупанта все средства хороши. Но меня тревожит другое: появились заявления украинских граждан, проживающих на свободной территории Украины, в Европейский суд по правам человека одновременно против РФ и Украины. Когда я беседую с этими людьми и спрашиваю, почему они так делают, то они отвечают, что считают, что их потери действительно произошли в результате агрессии РФ. Но при этом они говорят: на нас наше государство махнуло рукой. То есть они отдают себе отчет в том, что продолжается российская агрессия, но они также понимают, что адекватных усилий украинского государства по защите их интересов как пострадавших от российской агрессии нет. Приведу пример. На вторую годовщину оккупации Крыма Президент Порошенко сделал заявление о том, что он поручил готовить заседание СНБО на тему деоккупации. При этом он прибавил, что дал поручение Кабмину подготовить концепцию правовой защиты интересов государства и бизнеса, пострадавших в результате агрессии. О гражданах он не упомянул. Конечно, у граждан возникает такая реакция возмущения, и они начинают судиться со своим родным государством вместо того, чтобы судиться со страной-агрессором.
— С нашей стороны ведется работа по уже приведенному примеру создания шаблонных формуляров для оформления жалоб?
— Нет, ведь мы не занимаемся судами как формой гибридной войны или политического давления. Это методика как раз агрессора. Мы занимаемся судебными процессами с соблюдением всех предусмотренных законами процедур.
— Вы как-то демонстрировали программу, разработанную Кабмином, где рассматривается вопрос компенсации со стороны Украины собственным гражданам.
— Это вообще абсурдная вещь. Я после этого встречался с представителями Минсоцполитики и задал вопрос, как такое могло быть, когда правительство обязывается компенсировать потери. Термин «компенсация» не может относиться к Украине! Украина в этой ситуации может оказывать лишь целевую помощь, а не компенсировать ущерб, ведь на самом деле она не является причиной конфликта и этих убытков. Чиновники ссылаются на то, что на них оказывается давление пострадавшими, требующими компенсацию. И чиновники нашли такую безобразную форму ответа. На это я им сказал, чтобы они объясняли людям простую вещь: у государства Украина очень ограниченные возможности, и они определяются финансовым положением страны. Выплаты, которые украинское государство производит пострадавшим, — это наши налоги, и мы сознательно соглашаемся, что часть этих налогов выделяется в пользу пострадавших. Но это целевая помощь, а компенсировать убытки должен агрессор. У государства Украина есть определенная сумма, и называется она помощью. Если ее назвать компенсацией, то тогда вы потеряете возможность получить с РФ деньги. Этот путь абсолютно антиукраинский. Надеюсь, что будут внесены поправки в эту программу.
— В мировой практике были подобные случаи, когда можно было собрать соответствующее количество доказательств и предъявить консолидированный иск агрессору?
— Я приведу очень убедительный пример. Это пример Кувейта, пострадавшего от агрессии Ирака. Тогда было двое суток военных действий и семь месяцев оккупации. Вследствие этого Кувейт предъявил Ираку претензии на сумму 452 млрд долларов. Эти претензии на более 140 млрд долларов уже рассмотрены и признаны. И более 40 млрд долларов Ирак уже заплатил Кувейту. Но в этой ситуации есть облегчающее обстоятельство — действует суд ООН для рассмотрения этих исков. В создании такого суда задействован Совет Безопасности ООН, и в нашем случае РФ заблокирует такую возможность. Поэтому мы пошли другим путем — через национальные суды. Мы обосновали отсутствие иммунитета у РФ и будем заставлять агрессора платить через арест его активов.
— Как в случае с Кувейтом и Ираком реализуется взыскание ущерба?
— Платят каждый месяц. Уже нет Саддама Хусейна в живых, а еще два поколения иракцев будут платить за агрессию Ирака против Кувейта. И это, кстати, должно быть своего рода прививкой на будущее для тех, кто может пожелать на кого-то нападать.
— Если говорить о наших реалиях в отношениях с РФ. Она вообще не признает себя стороной конфликта. Как нам быть с этим?
— Нам в данном случае не нужно их признание. В этом заключается отличие от решений Европейского Суда, которые требуют доброй воли виновного государства, и, кроме того, этот суд может принять решение в пользу небольшого количества граждан. Поскольку у нас более 2 млн пострадавших, то мы обращаемся к украинским судам, которым по силам рассмотреть такое количество заявлений. Мы будем заставлять агрессора платить через арест его активов. У нас нет задачи торговать их имуществом. Наша задача — заставить РФ платить, и, поверьте, платить им придется.
Андрій Сенченко, член Політради партії «Батьківщина», голова Всеукраїнського громадського руху «Сила права», народний депутат України трьох скликань, газета «День», 7 квітня 2016р.