Що далі працює теперішні Верховна Рада, то все важче ухвалювати потрібні та правильні законопроекти.
Про це, а також про перспективи нинішнього парламенту, вибори аудитора НАБУ, європейські перспективи України говорить у розширеному інтерв’ю для видання Аргументы и факты народний депутат від «Батьківщини» Альона Шкрум.
«Нам всем хочется быстрых перемен, хочется, чтобы завтра посадили как минимум 10 друзей Порошенко или 10 действующих депутатов, которые на Майдане отдавали приказы «Беркуту». Над этим работает НАБУ, но все дела зависают в судах. Но даже если сейчас все может казаться напрасным, материалы, которые собирает Артем Сытник (глава НАБУ. – Ред.), останутся. Их можно будет реанимировать позже, после проведения судебной реформы, в других судах или с другим Генпрокурором. То, что сейчас делает НАБУ – очень важно. Однако если отследить законопроекты, которые вносятся в Раду под названием «судебная реформа», нет уверенности, что мы движемся в нужном направлении», – начинает беседу с нами Алена Шкрум, народный депутат от фракции «Батькивщина».
Пессимистичный еврооптимизм
– Пани Алена, вы один из депутатов «еврооптимистов». Что подсказывает ваш оптимизм: сможет ли Украина стать кандидатом в члены ЕС в ближайшие, скажем, лет пять?
– Я думаю, нет. А вот в ближайшие лет 10 – скорее всего, да. Пока мы не способны предложить ЕС нормальный развитой рынок, да и без судебной реформы ничего существенного происходить стопроцентно не будет. Господин Порошенко в этом отношении нас далеко отбрасывает от такой возможности.
Но у меня вопрос: а нужно ли нам это? На самом деле, мы имеем неплохое соглашение об Ассоциации, безвиз. И, кстати, могли бы получить безвиз на полтора года раньше, если бы эффективней работали госорганы. По своим друзьям и знакомым я вижу, что эта система неплохо работает. Но пока за границу ездят преимущественно те, у кого уже были визы. Нам же следует дождаться, когда туда хлынет поток людей, которые впервые получили биометрические паспорта и никогда до этого не бывали за границей. Надеюсь, что и у них никаких проблем с выездом в Европу возникать не будет.
– Почему столько шума в Раде вызвала тема выбора омбудсмена?
– Это – действительно очень важная должность, которая недооценена в Украине. В развитых странах полномочия, должность и влияние омбудсмена – на уровне премьер-министра. Ведь омбудсмен отвечает за защиту прав человека и парламентский контроль. У нас же все иначе: омбудсмена совершенно никто не знает, его слова не имеют веса. Я очень редко слышу какие-то громкие заявления от омбудсмена о нарушении прав человека, к примеру, в зоне АТО или о нарушении прав переселенцев, заключенных. В наш Комитет (Комитет по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления. – Ред. ) обратились омбудсмены из 40 стран мира, отмечая: они обеспокоены тем, что у нас эта должность политизирована.
Но помимо того, что выбирают омбудсмена из политиков, хотят провести на должность представителя «Народного Фронта», г-жу Денисову (Людмилу Денисову, нардепа. – Ред.), а это вообще невозможно. И, поскольку голосование предлагают сделать открытым, а не тайным, это значит: даже если многие депутаты и не доверяют Денисовой в качестве омбудсмена, им все равно придется голосовать за нее, поскольку г-н Яценюк договорился с Петром Алексеевичем о ее кандидатуре. Они также договорятся с «Оппоблоком», группами «Возрождение» и «Воля народа» и выберут ее.
– Какую роль Арсений Яценюк сейчас играет в политике?
– Яценюк очень усилил свои позиции и влияние. С самого начала его действительно на время отстранили от политики – тогда ею занимались Аваков, Турчинов и другие люди из НФ. Но поскольку в коалиции нет 226 голосов на проталкивание тех или иных законов, им всегда приходится договариваться с другими политическими группами и фракциями.
С «Батькивщиной» не получается, т.к. мы не ведем торги голосами, с «Самопомощью» тоже мало что выходит. Но они с помощью «мусора Садового» пытаются шантажировать «Самопомощь», требуя поддержки своих законодательных инициатив. Потому проще всего им договариваться с «Оппоблоком», ведь некоторые депутаты вроде Бойко и Вилкула давно на крючке, потому ими легко манипулировать. Тоже самое касается и Олеся Довгого, «Возрождения» и «Воли народа». Потому они всегда находят с ними общий язык, ведь очень сильно зависят друг от друга.
Если Яценюк отказывается за что-то голосовать, это означает недостаток 80-ти голосов, то есть никакую инициативу провести не удастся. Таким образом, у Яценюка в руках оказалась «золотая карта», и коалиция не может отказаться от его условий. Иначе придется проводить перевыборы, ведь парламент будет недееспособным. Потому они всегда договариваются, каждый пытается себе выторговать как можно больше. И, к сожалению, это очень плохо для нашего государства.
Президентская хватка
– Выбор аудитора НАБУ должен произойти до конца сессии. Зарегистрировано 12 кандидатов, есть ли шанс выбрать независимого кандидата?
– Шансы очень минимальны, но зависят они, в первую очередь, от позиции общественности, депутатов в профильном Комитете и от наших европейских партнеров. Пока же наша задача хотя бы остановить выбор подконтрольного аудитора. И если простым людям кажется, что их это не касается – поверьте, это не так, от этого зависит наше с вами будущее. Ведь это – возможность посадить коррупционеров-депутатов, коррупционеров-министров. Им не удалось провести (на должность аудитора НАБУ. – Ред.) «своего» человека, но сейчас они будут пытаться сделать это вновь.
При создании НАБУ было прописано, что уволить его главу могут только три аудитора. Если все аудиторы скажут, что глава НАБУ нарушил какую-то норму закона, Артема Сытника, действительно не зависимого ни от кого человека, можно будет уволить. Потому президенту крайне важно продвинуть как минимум двоих своих аудиторов, чтобы держать его на крючке каждый раз, когда он будет совершать телодвижения, которые не нравятся Петру Алексеевичу.
– Полтора года назад мы общались после вашего приезда из России, куда вы ездили поддержать Надежду Савченко, находившуюся в то время в плену. Как сейчас складываются у вас отношения? И каково ваше мнение по поводу ее политической деятельности?
– Я очень-очень верила в Надежду и в то, что мы делали все правильно, пытаясь ее освободить. Видимо, благодаря тому, что мы отдали ей первый номер в списке «Батькивщины», это и удалось в итоге. Если бы таких людей в партийных списках было больше, думаю, их также пришлось бы выпустить. Но, к сожалению, господина Сенцова не включили в список БПП.
Сейчас, конечно, я не согласна со многими вещами, которые озвучивает Надежда. Возможно, она подпала под дурное влияние. Вернее, точно. Вероятно, в чем-то она не разбирается, и ей бы следовало глубже вникнуть, прежде чем озвучивать свою позицию. Но если бы я тогда знала все то, что знаю сейчас, я бы все равно ее поддерживала и пыталась освободить.
– Положительные изменения в стране происходят?
– Я думаю, эволюционно мы движемся в нужном направлении, но очень медленно, потому что нас все время отбрасывают назад. То есть, принимаем хороший закон, а Администрация президента его блокирует. Например, в договоре об Ассоциации с ЕС прописано, что мы уже приняли закон «О госслужбе в органах местного самоуправления». Но президент ветировал его из политических соображений, поскольку хочет контролировать мэров городов.
Он вернул нам этот законопроект с двумя своими доработками, сейчас шантажирует весь Комитет, уверяя, что в случае, если мы не примем его требование сохранить контроль над мэрами и их заместителями, этот закон не будет вынесен в зал вообще. Только представьте: европейские партнеры знают, что мы этот закон уже приняли и выделяют на него деньги, а президент ветирует его на финальной стадии! Но я надеюсь, что люди все это видят и понимают, и следующий парламент будет совсем иной – намного более проевропейский, реформаторский и молодой.
– Сессия близится к своему завершению. Какие выводы вы могли бы сделать? Что меняется, а что не сдвинулось с мертвой точки?
– Чем дольше действует этот парламент, тем хуже и сложнее в нем работать. Если в первый-второй год Рады мы принимали огромное количество законов, ставили на обсуждение важные вопросы, сейчас этого совершенно нет. В зал выносят очень много лоббистских законов, в которых проведены коррупционные схемы.
К примеру, на прошлой неделе в первом чтении мы проголосовали за процессуальные кодексы – их напичкали кучей коррупционных схем. Например, введен автоматический арест средств на счетах за долги украинцев за газ и электроэнергию. То есть, если вы за газ или электроэнергию задолжали какую-то сумму, открывают вашу банковскую тайну и автоматически арестовывают счета, депозиты!
Поэтому чем дольше работает нынешний парламент, тем сложнее ему принимать нужные и правильные законопроекты. Коалиция договаривается друг с другом и поочередно принимает «хотелки» то одной группы, то другой. Потому эта сессия была чрезвычайно непродуктивной – огромное количество важных законов либо зависли, либо были ветированы президентом.
Алиса Светлакова, Аргументы и факты, 6 июля 2017г.